Проект «Дети войны. Проект "дети войны" Как написать проект дети войны

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач социальных организаций. Детство и юность – самая благодатна я пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства, поэтому проблема нравственно–патриотического воспитания молодежи становится одной из важных для нашей страны. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее ценных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящих героических поступков: самопожертвования и ответственности за свою семью, страну. Но очень важно для молодежи, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, а не далекими книжными, тогда молодежи легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Все меньше и меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны, наши дедушки и бабушки, чье детство выпало на годы войны, остаются последними очевидцами тех событий, которые могут без прикрас поведать правду об этом времени. Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны после войны. Они выжили, не сломились, не ожесточились, стали достойными людьми. Именно накануне 70 летия Победы в каждой семье нашей страны вспоминают своих погибших, выживших и переживших это тяжелое время. Это важное время для формирования ценностных установок, жизненных идеалов молодежи, передачи исторической преемственности и социального опыта новым поколениям. Поэтому наш проект как никогда актуален, он есть дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны, которые еще живы. Новизна и уникальность этого проекта в том, что все исторические моменты, представленные в нём - это судьбы людей, живущих рядом, жителей города Петровска-Забайкальского, это не просто участие старшего поколения в передаче исторической правды об этом времени молодежи, а прежде всего укрепление социальной значимости и важности старшего поколения в сегодняшнем дне. ОБОСНОВАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: Историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Ведь чем больше имен своих героев будет помнить общество, тем богаче его внутреннее наследие, тем крепче его патриотический дух, тем сильнее страна. И лишь через краеведческий материал подрастающее поколение сможет увидеть жизненный подвиг людей, живущих рядом. Встречи с детьми войны, записи воспоминаний, позволят по – новому открыть это время, взглянуть на войну глазами своих близких, ощутить их эмоции, чувства, понять значимость Великой Победы для каждого русского человека. Нынешнее поколение школьников станет последним поколением, успевшим увидеть «детей войны». Данный проект будет являться несомненным вкладом в изучение регионального аспекта истории Великой Отечественной войны, даст фактический материал о жизни петровчан в военное лихолетье. Его реализация позволит привлечь внимание молодежи к событиям Великой Отечественной войны, истории своей малой родины. Особая значимость проекта в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется уверенность в будущем своих внуков, а у детей истинные идеалы. ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: -культурно-образовательная деятельность (уроки мужества, мероприятия-встречи) - издательская деятельность: сборник воспоминаний детей войны, газетные статьи, телепередачи.

С каждым годом становится все меньше. Российские власти обращают особое внимание на так называемых детей войны - граждан, что пережили события 1941-1945 годов будучи несовершеннолетними. Представленная категория населения наделяется рядом особых льгот и полномочий, о которых будет рассказано далее.

Кто относится к группе "дети войны"?

К сожалению, специализированного Федерального закона о "детях войны" по состоянию на 2017 год не принято. Тем не менее в различных нормативных актах РФ существует ряд положений, указывающих на привилегии для граждан, переживших ВОВ. Но кто вообще относится к представленной категории? Пока не принят закон о "детях войны", нет и особого определения, которое позволило бы разобраться с соответствующей группой населения. Неофициально считается, что "детьми войны" являются все граждане, родившиеся не позднее 1945 года. Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона устанавливает дату с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. При этом речь идет только про тех людей, что постоянно проживали на территории СССР (за исключением обвиненных, находящихся в местах лишения свободы).

Виды льгот

Поскольку Федеральный закон о "детях войны" все еще находится в разработке, в регионах страны действуют местные акты, направленные на социальную поддержку рассматриваемой категории населения. На данный момент в 15 регионах России «дети войны» выделяются в особую группу, а потому и привилегии для них устанавливаются отдельно. В большинстве же субъектов рассматриваемая категория граждан объединяется с ветеранами труда, инвалидами или

Какие существуют виды льгот для «детей войны»? Первое и самое важное это, конечно же, прибавка к пенсионным выплатам. Далее идут дополнительные услуги вроде бесплатного проезда, льгот на коммунальное и медицинское обслуживание, на установку некоторых видов техники, а также на погребение. Таким образом, большинство льгот объединены в медицинскую, проездную, налоговую и жилищную группы. Регионы имеют право дополнять представленный минимум льгот.

Льготы в 2017 году

Скидки на оплату услуг ЖКХ, право бесплатного проезда, доплаты к пенсии, преимущества в медицинском обслуживании - для пользования всеми этими привилегиями необходимо подтвердить свой статус. В МФЦ и органах соцзащиты некоторых регионов страны любой гражданин, родившийся в период с 1928 по 1945 год, может приобрести специальное удостоверение. Законы о "детях войны" Красноярского края, а также Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской областей действуют на вполне официальной основе.

Существуют также и некоторые другие области, края и республики, которые предоставляют рассматриваемый статус на официальной основе. При этом большинство субъектов ожидают принятия общего Федерального закона, а потому предоставляют лишь официально установленные статусы вроде военного ветеранского, труженика тыла, ветерана труда и др.

Для получения специального удостоверения от заявителя необходим только паспорт. Запрос на дополнительную документацию от государственного органа будет неправомерным. В течение 2 недель заявителю будет присвоен соответствующий статус.

Другие статусы

Органы соцзащиты часто идут навстречу гражданам. Несмотря на то что закон о "детях войны" пока не принят, государственные инстанции могут присвоить нуждающимся гражданам другой подходящий статус. В частности, гражданин, осуществлявший трудовую деятельность не менее полугода в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, может получить статус труженика тыла. Единственное условие - работа должна была осуществляться на не оккупированных территориях СССР. Лица, обладающие медалью за самоотверженный труд в годы ВОВ, также имеют право на получение такого статуса. Блокадники и инвалиды ВОВ могут получить ряд привилегий, если предоставят в орган соцзащиты паспорт и документ о праве на льготы.

Если размер пенсионной выплаты ниже прожиточного минимума, то следует обратиться в Пенсионный фонд или инстанцию соцзащиты. Гарантированы дополнительные перечисления "детям войны", инвалидам и ветеранам.

Проект закона о "детях войны"

Фракция КПРФ внесла проект закона еще в 2013 году. Согласно нормативному акту, для рассматриваемой категории граждан устанавливаются льготы в виде внеочередной установки домашнего телефона, прохождения ежегодного медицинского осмотра, бесплатного проезда, а также преимущества при вступлении в кооперативы. Устанавливается в законопроекте и в 1 тыс. рублей.

По словам представителей КПРФ, данная сумма подлежит ежегодной индексации. Если гражданин имеет несколько статусов, то группа льгот предоставляется всего одна - по выбору гражданина. Проект коммунистов не был принят парламентариями. В 2016 году в Госдуму была подана повторная инициатива - на этот раз вместе с депутатами от "Справедливой России".

Политологи говорят о скором принятии закона о "детях войны" - либо в конце 2017, либо в начале 2018 года. Сам законопроект стоит рассмотреть чуть подробнее.

Общая характеристика готовящегося закона о «детях войны»

Законопроект состоит из трех глав - общих положений, мер социальной поддержки и заключительной части. В первой статье дается характеристика рассматриваемой группе граждан. Указывается возраст "детей войны", а именно точные даты рождения таких лиц. В статье 2 говорится про государственную политику.

Согласно законопроекту, к функционалу государственной власти относится выделение средств из федерального бюджета, реализация социальных мер и информирование граждан путем СМИ. Все организационные основы, согласно статье 3 законопроекта, лежат на федеральных органах исполнительной власти. То же касается расходных обязательств. В статье 5 закреплен принцип приоритета международных норм в случае обнаружения противоречий с национальным правом. Наконец, сфера применения, согласно статье 6 проекта, довольно обширна: здесь стоит отметить некоторых иностранных граждан, а также лиц, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Социальная защита

По законопроекту составляют всего 1 тыс. рублей. Чуть большие суммы будут получить граждане, чьи пенсионные выплаты не достигают прожиточного минимума. Ежегодно 1 апреля сумма должна индексироваться. Получить свои выплаты граждане могут в Пенсионном фонде РФ. Закон довольно четко определяет основные льготы для пенсионеров с соответствующим статусом. Все те привилегии, что могли бы получать отдельные граждане в некоторые регионах страны, сгруппированы в законопроекте. Речь идет об установке телефона, приеме в интернаты, медицинской помощи вне очереди и о приоритете при вступлении в кооперативы. Надо сказать, что самих льгот не так уж и много. Возможно, связано это с отказом Госдумы в принятии проекта 2013 года, а там льгот было чуть больше.

Таким образом, вопрос о том, какие льготы "детям войны" устанавливает закон, нельзя считать закрытым. В проекте от 2017 года представлен лишь основной минимум привилегий, который, вполне возможно, будет изредка дополняться. К тому же до момента принятия нормативный акт может дополниться новыми положениями.

Защита "детей войны"

В третьей главе законопроекта о льготах и выплатах "детям войны" устанавливаются нормы, касающиеся общественных объединений. Законопроект закрепляет возможность создавать социальные группы, где их представители могли бы решать насущные проблемы. В частности, объединения могли бы подавать иски на органы соцзащиты, некачественно или несвоевременно исполняющие свои обязанности. Нормативный акт закрепляет меры ответственности для таких органов в статье 10.

На сайте, где выложен проект закона, приведено экономическое обоснование проекта. Если верить создателям нормативного акта, численность российских граждан, родившихся в период с 1927 по 1945 год, составляет порядка 13 млн человек. Из них получают льготы чуть меньше миллиона. Для выдачи одних лишь выплат в размере 1 тыс. рублей из федерального бюджета должно уходить 125 млрд рублей в год. По словам составителей проекта, для социальной поддержки это незначительная сумма.

В истории нашего Отечества в ХХ веке Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей, целых поколений.

Особое поколение – это дети войны. Еще совсем недавно о них не говорили, а ведь их, в настоящее время проживающих на территории Российской Федерации, около 13 миллионов. Их - родившихся и постоянно проживавших на территории СССР в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2015 г.

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Методика исследования……………………………………………………..5
  2. Результаты исследования
  1. Первый день войны……………………………………………………6
  2. Население в первые месяцы войны…………………………………..6
  3. Рацион питания и одежда…………………………………………….7
  4. Советская школа в годы войны………………………………….…..8
  5. День Победы…………………………………………………………..10

Выводы…………………………………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………12

Приложение

Введение

«Мы уходим – очевидцы,

Оставляя память – пламя

Не забудьте наши лица

За весельем, за делами…»

В истории нашего Отечества в ХХ веке Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей, целых поколений.

Особое поколение – это дети войны. Еще совсем недавно о них не говорили, а ведь их, в настоящее время проживающих на территории Российской Федерации, около 13 миллионов. Их - родившихся и постоянно проживавших на территории СССР в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года.

Они живые свидетели тех событий. «Это на их неокрепшие детские плечи легла обязанность сеять и пахать, вытачивать гильзы, штамповать патроны, стоя на снарядных ящиках из-за недостатка роста. А потом, уже выросшим, восстанавливать разрушенное войной хозяйство, то самое хозяйство, которое служит стране и сейчас» [Приложение 20]

Пока не поздно, необходимо записать их воспоминания, опубликовать их, оставив для будущих поколений свидетельства современников. Особое внимание следует уделить поисковой работе, сохранению документального и фотографического наследия фронтовиков и тружеников тыла, их писем военной поры, автобиографий, записей воспоминаний, личных архивов. Только их кропотливое прочтение, анализ и осмысление на принципах историзма и объективности дают ключ к постижению прошлого, приближения к истине, потому что мы живем в сложное время, когда на многое в истории нашей страны смотрят по-иному, многие события заново открывают и переоценивают, не редко происходит фальсификация исторических событий.

Исходя из этого и были поставлены цели и задачи данного проекта.

Цель проекта : изучение повседневной жизни и быта детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: образ жизни и поведение детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Задачи проекта

  • собрать воспоминания о повседневной жизни и быте детей в годы Великой Отечественной войны;
  • выявить интересные факты из жизни детей, переживших трудные годы войны
  • получить документальный материал;
  • обобщить собранный материал и показать вклад детей в общую Победу через фильм.

Объект исследования : жизнь детей в период Великой Отечественной войны.

1. Методика исследования:

  • изучить материал о Великой Отечественной войне в книгах и в ресурсах Интернета
  • составить вопросы интервью
  • посещение респондентов, запись ответов на вопросы
  • обработка материала
  • создание фильма

Исследование производилось 25,27,29 марта 2010 года на квартире Куклиной Марии Михайловны по адресу п. Советский, ул. Механизаторов, д. 26-в, Рыбаковой Анастасии Ивановны по адресу п.Советский, ул.Калинина, д.26, кв1, Желонкиной Евгении Федоровны по адресу п.Советский, ул.Калинина, д.26,кв.12, Мусановой Валентины Демидовны по адресу п.Советский, ул.Свободы, д.19 , кв.1, Петровой Раисии Арсеньевны по адресу п.Советский, ул.Свободы д.13, кв. 29 в форме интервью по вопросам, представленным в приложении. Зафиксированы анкетные данные, ответы на плановые вопросы, ознакомлены с документами респондента.

2. Результаты исследования.

2.1. Первый день войны.

«Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года».

К.Симонов

О нападении фашистской Германии люди узнали из сообщений по радио или по телефонному звонку в сельский совет. Респонденты отмечают, что в этот день в деревнях стоял плач и даже вой. В первый же день войны тысячи добровольцев направились в военкоматы с заявлением. В своем интервью Желонкина Евгения Федоровна говорила о том, что из её деревни забрали 11 человек и ни один из них не вернулся обратно. (Приложение 5.)

В Марийской АССР этот день совпал с празднованием 20-летия автономии марийского народа. Праздничные мероприятия вылились в митинги трудящихся, где звучали призывы дать отпор фашистскому агрессору, начать мобилизацию всех сил и средств для борьбы с врагом. При всем ужасе и горе у людей была полная уверенность в том, что враг будет разбит и победа будет обеспечена.

2.2. Население в первые месяцы войны.

«Что делал я тогда? Снопы вязал,

А может быть, работал на прополке,

Когда ты тоже полем проползал,

Где каждый метр изранили осколки».

В.Соколов

Мужчины уходили на фронт, чтобы защитить женщин, стариков и детей. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

С первых дней войны дети и подростки с 9-ти лет вынуждены были работать рядом со взрослыми. Рыбакова А.И. участвовала в строительстве дороги Йошкар-Ола – Сернур, в дальнейшем трудилась на смолокуренном Пашкан-заводе. (см. Приложение 9.)

Петрова Р.А., проживавшая в д. Мятлево Калининского района Калининской области рыла окопы, участвовала в строительстве блиндажей. Во время бомбежек жители деревни вынуждены были прятаться в этих окопах. (см. Приложение 16.) Калининский район с 12 октября по 30 декабря 1941 года был временно оккупирован фашистскими захватчиками, а деревня Мятлево несколько раз переходила из рук в руки. (Приложение17.) Пришедшие фашисты забирали у местного населения подушки, одеяла, одежду, и все отправляли в Германию. Отняли домашний скот, продукты питания. Враг шел к Москве, и жителей деревни: женщин и детей, погнали впереди для того, чтобы прикрыться ими, словно живым щитом.

Все опрошенные трудились в колхозе на посадке, прополке, уборке льна и картофеля. Все работы проводились в основном вручную, т.к. техника и лошади были отправлены на нужды фронта. Люди сами впрягались в соху и вспахивали землю.

2.3. Рацион питания и одежда.

«А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых».

Каждый из респондентов, и это понятно – дети, войну ощутили через голод. Обычно в военное время питались овощами, выращенными на своем огороде. Когда эти запасы заканчивались, женщины и дети шли на колхозное картофельное поле и вырывали из земли картошку, капусту, оставшуюся после осенней уборки урожая. Очистив от кожуры, картошку толкли, смешивали с небольшим количеством муки и воды и делали лепешки. Иногда добавляли лебеду, липовый цвет. Это был хлеб.

Спасали коровы, но многие из них были на подвязках, потому что кормить их было нечем.

Женщины, чтобы спасти детей кормили их мертвечиной: убитыми или падшими от голода лошадьми. (см. Приложение 7,16.)

Мусанова В.Д. говорит о том, что ей вместе с братом и сестрой пришлось ходить по деревням и просить милостыню. Люди, чтобы чем-то заполнить желудок, пили много воды, от чего пухли. (см. Приложение 7.)

Спасали грибы, ягоды, собранные в лесу, но за ними можно было идти только в дождливые дни, т.к. работали без выходных. За нарушение трудовой дисциплины можно было получить срок, при этом возраст не учитывался. (см. Приложение 9.)

Желонкина Е.Ф. рассказала о том, что её сестра изредка из сахарной свеклы делала пряники, которые по сладости, пожалуй, не уступают нынешним. (см. Приложение 5.)

Респонденты отмечают, что для них, детей войны, в то время самым страшным являлся голод.

Результатом постоянного недоедания были эпидемии брюшного и сыпного тифа, нехватка мыла вела к эпидемиям чесотки. (см. Приложение 7.)

Повседневной одеждой являлись лапти и перешитая одежда из старых вещей.

2.4. Советская школа в годы войны.

«Сквозь время – везде и всегда –

Мучительно помним про это…»

К.Ваншенкин

Несмотря на то, что в стране шла война, забота о детях, их воспитании и обучении оставалась одной из главных задач. Учебный год начинался с 1 октября, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Многие учителя отправлялись на фронт, и поэтому окончившим школу подросткам предлагали работать учителями. (см. Приложение 9.) Были учителя и из числа эвакуированных. При всех тяготах военных лет дети стремились к знаниям, заботились и помогали друг другу. В школах было холодно, дрова заготавливались учениками и учителями. Случалось, что дети в школе падали в голодный обморок.

Шел строгий учет посещаемости детей, старались сразу же выяснить причину пропусков занятий. Рыбакова А.И. рассказала о том, один из мальчиков не ходил в школу, потому что у него не было лаптей. Дети в школе собрали деньги, а она добавила из своей зарплаты, и лапти ученику были куплены. Также она отмечает, что женщины ни при каких обстоятельствах не расставались с детьми, хотя им предлагали на некоторое время поместить их в детский дом. (см. Приложение 9.)

В отсутствии бумаги писали между строк старых книг и газет. В качестве чернил использовали сажу и свеклу. Помещение освещали лучинами, иногда керосиновыми лампами.

Школы вели широкую общественно-полезную работу: это и просветительная работа среди населения, и труд школьников для оборонных нужд и в сельском хозяйстве, и сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. Вместе с родителями участвовали в сборе средств на строительство танков, самолетов (см. Приложение 19.) «Работу считали помощью фронту, вкладом в Победу. В обязанности сельских школьников, начиная с самых младших возрастов, входили прополка посевов, сеноуборка, теребление льна и гороха, жатва, вывоз навоза, боронование, посадка и сбор картошки, сбор золы, лекарственных трав, колосьев, уход за лошадьми, пастушество и многое другое. В отчете обкома ВЛКСМ в декабре 1943 года отмечалось, что летом на полевых работах трудились 41355 учащихся, 148 школьных отрядов, в среднем на одного ученика было выработано более 30 трудодней. В городских школах действовали тимуровские команды, отряды и звенья по шефству над госпиталями, эвакуированными детьми, школьники помогали колхозам, подсобным хозяйствам, предприятиям» (Приложение 22)

Кроме школьных предметов, девочки изучали комбайны и медицинское дело, мальчики – трактора. Таким образом шла оборонная и агротехническая подготовка школьников-старшеклассников.

2.5. День Победы.

«Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была».

Наступил долгожданный день Победы. Не было счастья большего, чем окончание войны. Куклина М.М. рассказывала, что она с друзьями пробежала 14 км для того, чтобы принести радостную весть в свою деревню. (см. Приложение 3.) А Рыбакова А.И. узнала о Победе во время урока, вместе с детьми она проплакала минут 15, вспоминая всех тех, кто уже никогда не вернется домой. (см. Приложение 9.)

Все плакали. Но это были слезы радости, радости от того, что эта страшная война закончилась, что страна сумела одержать Победу. Это была общая победа: и тех, кто воевал с оружием в руках, и тех, кто трудился в тылу.

Предстояла мирная жизнь…

Выводы

Сегодня Великая Отечественная война - это часть нашей истории. Через исследовательскую работу мы поняли, что в годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг. В то тяжёлое для страны время они не озлобились, не ожесточились, а напротив, рано повзрослели, стали активными, надёжными помощниками и защитниками женщин и стариков в тылу, во время войны. После войны внесли лепту в восстановление и нового строительства на всей огромной территории нашей страны.

Подвиг детей войны неоценим, и никакой мерой не измерить то, что они преодолели. Их, как и ветеранов Великой Отечественной войны, с каждым годом становится все меньше. И если они не передадут нам эстафету памяти, не успеют рассказать настоящие, живые истории своих жизней, мы можем упустить что-то очень важное…

Заключение

Ценность данного проекта состоит в том, что была проведена большая работа с различного вида источниками. Это позволяет не только узнать много нового и интересного, способствует формированию навыков работы с историческими источниками

Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение: еще больше приобщает к истории своего родного края, поэтому это не позволит равнодушно относиться к теме, а значит, запомнится надолго и сохранит память о подвигах наших земляков. А сохранение памяти и есть смысл истории.

Данную работу можно использовать при изучении тем «Марийский край в годы Великой Отечественной войны», «Национальные герои».

Список литературы и ресурсов Интернета

  1. Они ковали Победу. Советский район: поименные списки тружеников тыла Великой Отечественной войны. – Йошкар-Ола: Издательство ООО «СТРИНГ», 2009. – 280 с.

В 2013 году в городе Балашиха было создано Балашихинское отделение Московской областной региональной общественной организации «Дети войны». Организация насчитывает около 2500 членов. Среди них образовалось ядро в 20 человек, наиболее социально-активных, имеющих потребность не просто в общении и проведении досуга, но и желающие быть востребованными, полезными для города. Члены клуба – и физики, и лирики одновременно. Их молодость пришлась на годы оттепели 60-х годов. Романтику тех лет они пронесли через всю жизнь. У членов организации разные политические взгляды. Объединяет их одно – они не равнодушные. Они патриоты города, страны. Им не все равно, что происходит сейчас в городе, стране, что будет дальше, после них. Отсюда и спектр мероприятий весьма широк: и встречи с представителями Администрации, и встречи с интересными людьми, и чисто досуговые, развлекательные мероприятия, и познавательные циклы, экскурсии, посещение выставок, обмен житейским опытом, работа по патриотическому воспитанию молодежи.
Такие встречи позволяют пожилым людям быть не только услышанными, но и стать активными участниками общественно полезных для города дел. Члены общественной организации «Дети войны» принимают активное участие в работе по патриотическому воспитанию в школах города, в различных общегородских мероприятиях. Живо интересуются члены общественной организации политическими вопросами.
Социально активные члены общественной организации выступили с инициативой провести серию бесед о своем трудном военном детстве для школьников и старших групп детских садов, о пионерах-героях. Эта инициатива, исходящая от последних очевидцев великих событий, очень важна в патриотическом воспитании молодежи, в сохранении исторической памяти о вкладе детей, переживших эвакуации, бомбежки, голод и холод, победу над фашизмом. Их рассказы находят отклик в юных душах. Часть детей войны выделилась в группу, сформировав вокальный коллектив. Вся деятельность общественной организации-живой пример и доказательство того, что и в пожилом возрасте можно не только заниматься огородом и растить внуков, но и вести равноправный диалог с городской властью, интересоваться литературой, искусством и сделать еще много полезного для общества, города, страны.
Историческая память о событиях Великой Отечественной войны является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут не только ветераны ВОВ, но и те, кто в суровую пору был детьми и подростками, т.е. ровесниками нынешних школьников. Дети войны последние свидетели тех страшных и героических лет и их воспоминания бесценны. Именно дети стали главной жертвой войны, так как лишились не только радостей детства, но и самых близких людей. Опыт работы с учащимися школ и других учебных заведений показывает, что о жизни этого поколения молодежь имеет слабое представление: у детей невелик интерес к художественной литературе о военном детстве, зачастую дети плохо знают какой след оставила война в жизни своей семьи.
В настоящее время в общественной организации «Дети войны» состоят пенсионеры 1928-1945 года рождения. Мы являемся некоммерческой организацией. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы уделить как можно больше времени людям пожилого возраста, мотивировать их к общественной работе и культурной деятельности, быть на связи с молодежью, с другими общественными организациями города.

муниципальное казённое образовательное учреждение
«Пионерская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс проектов
Номинация – информационный проект
Авторы проекта: учащиеся 8 класса
МКОУ «Пионерская СОШ»
Руководитель: Кадрашова Сауле
Сапаргалиевна учитель математики
1
Николаевск 2015

Руководитель проекта:
Кадрашова Сауле Сапаргалиевна, классный руководитель 8 класса

Участники проекта:
учащиеся 8 класса
администрация Левчуновского сельского поселения
Толочок Елена Александровна библиотекарь
родители 8 класса
География проекта: МКОУ «Пионерская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Сроки проекта: 01.10.2014г. –01.03.2015
2

Оглавление:
1. Введение …………………………………… 4­8
2. Теоретические основы проекта ……………………………………………..
9­10
3. Механизмы и этапы реализации проекта …………………………………..
11­12
4. Результаты реализации проекта …………………………………………….
13­14
5. Практическая значимость проекта …………………………………………
15
6. Источники информации ……………… 16
7. Список приложений 17­ 27
Приложение 1 ……………
……………………………………………
Приложение 2 …………………………
3

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство­
И боль, и радость грозных лет....
Актуальность.
Введение
В 2015 году вся страна отмечает 70­летие Великой Победы, серьезный срок,
равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько
поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы
восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем
ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней
получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего
поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой
Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное
поколение мало и не очень охотно читает, а также редко имеет возможность
смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на
телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и
участники тех событий уходят из жизни. Ребенок, читающий о войне в
параграфе, заданном на дом учителем, воспринимает ее лишь как одно из
многих в бесконечной цепи историческое событие, а не как нечто чрезвычайное,
имеющее отношение ко всем и каждому и что не имеет срока давности. Из
беседы с одноклассниками выяснилось, что они имеют довольно поверхностные
знания о Великой Отечественной войне. Но самое страшное­ большинство (!)
из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из
родственников воевал, погиб или ранен, какие имел награды. Таким
образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и
трагичном событии нашей Родины и всего мира в XX веке­ Великой
Отечественной войне.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего
народа в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи
и своих односельчан. Именно поэтому в работе по патриотическому
воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего
народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из
4

биографий родственников, односельчан обучающихся. Время неумолимо. С
каждым годом все меньше и меньше остается очевидцев той страшной войны.
Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Наш проект - это попытка собрать глыбы народной памяти у односельчан.
Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы.
Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников - тех, кто был, кто
знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд в ожидании
Победы.
Мы не напрасно беспокоимся,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память­наша совесть,
Она как сила нам нужна!
Таким образом, учитывая актуальность поднятой проблемы, наш класс решил
разработать проект «Дети войны». О жизни этого поколения мы тоже почти
ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так
как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла у многих
близких людей.
Под оружием фашистов сталинградцы покидают город
5

Вид проекта: исследовательский
Цель проекта:
расширить знания о Великой Отечественной войне, опираясь на рассказы и
воспоминания земляков, которые в то время были детьми;
увековечить воспоминания очевидцев войны детского возраста нашего села.
Задачи проекта:
собрать воспоминания народной памяти у односельчан обо всем пережитом
детьми в те безжалостные годы;
создать книгу о детях Великой Отечественной войны п. Пионер;
оформить композицию «Дети войны»
презентацию «Война глазами детей» и выступить с ней на общешкольном
классном часе учеников с приглашением родителей;
привлечь внимание к сохранению и изучению семейного архива и реликвий,
традиций семьи.
Объект исследования:
Жители поселка Пионер, относящиеся к категории дети Великой Отечественной
войны
Форма организации: коллективная
Основополагающие и проблемные вопросы проекта
Что помнят дети войны?
Что поняли, увидели, запомнили?
Что могут рассказать?
Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?
6

Ожидаемый результат:
Результативность реализации проекта измеряется готовностью и стремлением
приносить пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться
ею, знать, изучать ее историю и помнить.
Эта память­верьте, люди,­
Всей земле нужна….
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Методы:
– собеседование;
– анкетирование;
– интервью;
– эксперимент (классный час, разработанный учениками);
– сравнение полученных результатов;
– работа с дополнительными источниками с целью получения новой информации;
­ обобщение.
Виды деятельности:
уроки Мужества
урок Победы
библиотечные уроки
праздничные концерты для тружеников тыла
акция « Мы против войны»
участие в районном смотре военно­патриотических клубов
7

Теоретические основы проекта:
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя
делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не
подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово ­
война. Когда война накрыла своим черным крылом всю страну, не могли дети до
конца осознать, какое горе выпало и на их долю. У целого поколения, рожденного
с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так
называют сегодняшних 70­87­летних людей. И дело здесь не только в дате
рождения. Их воспитала война.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
(Роберт Рождественский)
Как, какими силами была одержана победа через 1418 страшных, мучительных
дней? По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн.
жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные –
старики, женщины, дети. Среди них не только воины, но и дети­ мальчишки и
девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и
взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети. Статистика молчит о том,
сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных
просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное
детство. Как внезапно ворвалась война в их детство и юность... Сколько тогда
бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся,
9

потерявших родных и близких! Они не знали, как сложится их жизнь через год,
месяц, день или час.
Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте.
Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми. Дети воевали
наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это
были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во
время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.
Война ­ самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и
утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь
детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно
трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. В исторической
памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы. Почти
каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата.
Уже 70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, что позволяет по­новому
обратиться к истокам и истории гражданско­патриотического воспитания на
примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история
нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную
державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и
уважения к закону.
У времени есть своя память­ история. И поэтому мир никогда не забывает о
трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе о жестоких войнах.
Потому что и сейчас где­то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от
снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.
10

Механизмы и этапы реализации проекта:
Этапы
Механизмы
Сроки
реализации
11

Подготовительный Формирование групп для проведения
01.10.14­01.03.15
исследований, решения проблем, выбор
названия проекта. Постановка цели и
задач. Определение методов
исследования. Предварительная работа с
педагогами, детьми и их родителями.
Составление перспективных планов.
Подбор материала о ВОВ. Проведение
диагностики с учащимися школы разных
возрастных групп о целесообразности
выполнения проекта. Выдвижение
гипотезы: Жизнь детей в годы войны
была очень тяжелой. Даже спустя
десятилетия людям больно вспоминать
об этом.
Реализация всех направлений
деятельности по плану: выявление "Детей
войны" среди жителей поселка Пионер.
Сбор сведений о жизни детей в годы
войны (с помощью интервью, изучения
статей в газетах), обобщение собранных
сведений, подготовка презентации;
встречи и беседы с жителями села,
выяснение подробностей их жизни в годы
войны;
запись бесед воспоминаний детей войны;
оформление собранного материала в
Книгу памяти «Дети Великой
Отечественной войны»
оформление композиции «Дети войны»
02.11.14– 20.01.15
Основной
(практическая
часть)
Заключительный
Оформление проекта. Защита полученных
результатов и выводов. Проведение
внеклассного мероприятия в форме
круглого стола по результатам работы
01.03.15
12

над проектом. Презентация композиции и
книги о детях Великой Отечественной
войны
Презентация «Война глазами детей»
Раненные и избитые фашистами дети
13

Результаты реализации проекта:
Наш проект «Война глазами детей» ­ это попытка собрать глыбы народной памяти
у односельчан. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те
безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников -
тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд
в ожидании Победы. В начале проекта мы провели анкетирование учащихся «Что я
знаю о бабушках и дедушках». Анкетирование среди 1­9 классов показало, что
детей войны­ только четыре. У Вани Нестерова ученика 1 класса есть бабушка
Нестерова Анна Ивановна 1926 года рождения, участница ВОВ, периодически
живет с ними. Но, к сожалению с ней пообщаться не удается, она тяжело больна.
Мы все же навещаем ее, поздравляем с праздниками. Эта семья переехало в наше
село год назад из города Камышина. И у Жумагазиевой Айслу ученицы 2 класса
есть бабушка, которая живет с ними Аткалиева Валентина Андреевна 1939 года
рождения. А у Карины, Батыра, Самиры, Азиза и Феликса есть одна бабушка и
один дедушка. Это Куншкалиев Кувай и Куншкалиева Уркия, оба они 1944 года
рождения. Затем обратились в Администрацию Левчуновского сельского
поселения, где уточнили списки. В нашем селе прописано 22 человека,
относящиеся к категории «Дети­войны». Из них 2 не проживают, дети забрали.
Составили таблицу по годам, кто проживает:
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
5
20
1926
1930
1932
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1944
№ Года рождения Количество
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итого:
Все мероприятия были посвящены празднованию 70­й годовщины разгрома
советскими войсками немецко­фашистских войск в Великой Отечественной войне,
что были представлены в разнообразной форме. Всего было проведено 15
мероприятий, в которых приняло участие 30 учеников, 25 родителей и 38
жителей села. В начале сентября провели акцию «Мы не хотим войны».
Участвовали учащиеся 1­9 классов. В октябре месяце с администрацией
Левчуновского сельского совета провели на базе нашей школы праздничный
концерт для жителей села «День пожилого человека», где поздравляли юбиляров,
14

наш класс принял активное участие. Мероприятие получило высокую оценку.
Были проведены классные часы, уроки Мужества, единый урок Победы, с
использованием презентаций. Проведен конкурс рисунков «Через года­ помните!»,
победители награждены грамотами, конкурс военных песен «Когда поют солдаты»,
конкурс чтецов «Война глазами детей», приняли участие в районном смотре
военно­патриотических клубов, провели ряд спортивных мероприятий.
Провели тематический вечер «Дети войны» в форме круглого стола по
результатам работы над проектом, который прошел особенно тепло и душевно.
Вели разговор о людях, детство которых выпало на трудные и жестокие военные
годы. Зрители не скрывали своих слез, слушая рассказы ведущих о детях войны
живущих и сегодня рядом с нами. О жизни этого поколения они тоже почти ничего
не знали. Были представлены композиция и книги о детях Великой Отечественной
войны и презентация «Дети войны» . А ведь именно они, дети войны, стали главной
ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла
у многих близких людей. А когда, проделав такую работу, пришли к выводу
назвать наш проект: «Война глазами детей». Тем самым мы старались показать, что
не утеряна связь поколений и сохранена память о людях переживших военное
время. Мы подтвердили старшему поколению, что история нашего края,
история нашей страны, истории отдельных судеб наших земляков не
безразличны нашей молодёжи. Мы дети XXI невольно примеряем на себя
судьбу детей войны. А как бы мы поступили, будучи их месте? Нам хочется
быть похожими на детей Сталинграда, которые любили свою Родину, свой
Сталинград, были самоотверженными и очень ответственными.
Данный проект помогает формировать эффективную систему патриотического
воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого
подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу
обществу и государству. Стремлением граждан к выполнению своего гражданского
долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием
сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым
гражданами в обеспечение потребностей, нужд своего Отечества и
соотечественников.

Практическая значимость проекта:
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили,
берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Образ воина остается
одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков
15

в период взросления. Для нормального развития мальчика необходимо, чтобы
смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя
свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были
своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда детям легче соотнести их с собой,
легче на них равняться. Такие черты, как честность, сочувствие, патриотизм,
твердость характера, нужны детям XXI века.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа
в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи и своих
односельчан.
Пусть ратные и трудовые дела и подвиги наших земляков не изучают в школах, но
мы, жители земли Николаевской, п. Пионер должны навеки запечатлеть их в нашей
памяти и передать потомкам. Считаем, что проделанная нами патриотическая
работа окажет действие на учащихся и взрослых, увековечить воспоминания детей
войны о Великой Отечественной войне. Участие в проекте еще больше сплотило
наш класс и наше село, и это измеряется готовностью и стремлением приносить
пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться ею, знать,
изучать ее историю и помнить. Уже 70 лет минуло с того времени, как закончилось
Великая Отечественная война. Все дальше уходят в глубь истории ее грозные,
героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из
народной памяти. Мы своей работе подтвердили гипотезу. Жизнь детей в годы
войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно
вспоминать об этом. Поэтому мы считаем, что дети войны­это живая память,
которую мы должны хранить и передавать из поколения в поколение. Мы
должны учиться преодолевать все трудности, ставить перед собой высокие цели и
достигать их. И поступки детей войны, которые в трудное время волю к жизни,
стремление помочь родной стране, людям, не утратили нравственность и душевную
красоту, должны служить нам примером.Люди, детство которых пришлось на
военные годы, выросли достойными уважения. Радует то, что наши «Герои
проекта» (дети войны) сохраняют активную жизненную позицию. Дай им бог,
здоровья!
Список использованной литературы:
16

Автор­составитель Ю.В. Кулешова. «Война глазами детей» Волгоград, 2008.
Сорокина Л.П. Дети Сталинграда. Волгоград, Ниж.­Волж. кн.изд­во,1983.
Самсонов А.М. Сталинградская битва. М: Наука, 1968.
Ржевская Е. Записки военного проводника. М.: Детская литература.1985.
Прокофьева Л.В. Незабываемое. Волгоград, 2005.
Колотилин А.С. Осколки в сердце. Волгоград, 1992.
Час Мужества. Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. Ред.
Р.Е.Данкова. – М.: Оникс. 2007 г.
Интернет ресурсы. Материалы сайтов.
http://netvoyne.ru/pioneryi/alesha­kuznetsov.html
http://fonddvov.narod.ru/deti_vov_glazami_vnukov_pobedi/
http://www.sergiev­posad.ru/gorod/history/?id=3852 – Война и дети
http://www.a­z.ru/women_cd2/4/index.htm ­ дети в период ВОВ
Первые детские улыбки