Постановка звука «С»: с чего начать, упражнения. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для звука «С Почему при постановки звука с он мягкий

Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом.

Различают следующие виды сигматизма:

Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака).

Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом .

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ СИГМАТИЗМА:

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема:

а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ;

б) межгубное дутье заменяется на межзубное;

в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента:

а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!);

б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам.

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т.п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и "З".

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;
  • Зубы в положении «заборчика»;
  • Воздух выдувается с силой посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука "З" - работает).

Нормальная установка органов артикуляции при произношении звука "Ц":

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык при-поднят и выгнут.
  • Передняя часть спинки языка смыкается с не-бом.
  • Язык широко распластан, боковые края напряжены. В мо-мент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с не-бом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.
  • Губы растянуты в улыбке.
  • Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. В момент размыкания языка с небом воздух выдыхается толчком.
  • Звук Ц - согласный, твердый, глухой.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С - С - С». Повторять упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук «С» получается неясным, не свистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.



Подготовительный этап

Занятие 1

Упражнения на дыхание

«Гармошка». И. п. - стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.
Развитие силы выдоха.

«Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.

Игровые упражнения

«Улыбка». «Радуемся встрече с другом». Растянуть губы в улыбке до предела и удерживать их в напряженном положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторить 3-4 раза.
«Обезьянки-кривляки». Движения сомкнутыми губами в правую и левую сторону. (В случае затруднения помочь указательными пальцами.)

Упражнения на распластывание и укрепление боковых краев языка

«Дорожка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 5.

«Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)

«Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к нижним резцам, спинку опустить.

Примечание. В случае затруднения предложить детям покашлять, зевнуть, при этом непроизвольно поднимается мягкое небо и опускается корень языка. Заинтересовать детей можно предложением познакомиться или поздороваться с маленьким язычком.

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба.

Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

Произношение гласных звуков с изменением силы и высоты голоса.

«Споем колыбельную кукле»: а-а-а-а-а-а-а-а-а.
«Заболели зубы»: о-о-о
«Гудок парохода»: у-у-у.

Занятие 2

Упражнения на дыхание

Развитие силы выдоха

Дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение про-должительности выдоха.
Произнесение звука [ф] (длительный выдох), про-изнесение звука [т] (короткий выдох).
Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка
Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?

Упражнения для губ и лицевых мышц

«Нам весело». «Улыбка». Губы в улыбке, зубы сближены до 2 мм.
«Губки качаются на качелях». Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта с помочью пальцев рук.
«Спи, глазок, спи, другой. Спит правый глаз - просыпается. Спит левый глаз - просыпается». Поочередное открывание и закрывание глаз.

Упражнения для языка

«Язычок загорает». Уложить язык на дно ротовой полости. «Язычок нырнул на дно реки». «Посмотрим, где живет маленький язычок». Опускание языка на дно ротовой полости.
«Язычок пролезает в дверную щелку». Покусывание языка зубами от кончика до середины и наоборот.
«Дразнилки обезьянок». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.

«Разговор собак Барбоса и Пушка». Произнесение слоговых сочетаний па-ба, пы-бы, по-бо, пу-бу шепотом, тихо и громко.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [с] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [с], [ш], [ц], [с]. Слоги: са, за, со, ша, цо, су, зы, сы. Слова собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [с].

Занятие 3

Упражнения на дыхание

Развитие силы выдоха

«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка

«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Упражнения для губ и лицевых мышц

«Обезьянка улыбается, а слоненок приготовился пить водичку».
Губы в улыбке (удерживать под счет до 5-6). Чередование позиций - губы в улыбке и «трубочкой».
«Заболели зубки с правой стороны. Заболели зубки с левой стороны». Попеременное поднимание углов рта с одновременным закрыванием соответствующего глаза.

Упражнения для языка

«Капельки дождя стучат по крыше». Прикусить широкий язык зубами и произносить слоги та-та-та-та-та-та.
«Лопата». Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Язык спокоен, не напряжен. Если язык не расслабляется, предложить плотно сжать губы, затем растянуть их в улыбке и протиснуть между ними язык.

Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами

«Малыш учится произносить звук [и]». Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и]. Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.
«Песенка ослика». Произнесения звукосочетания иа.

«Лодочка». Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой («желоб-ком»). Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть языка тонкую палочку или зонд.
«Грибок». Соберу в корзинку разные грибочки - сыроежку волнушку, моховик и др.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

Произнесение гласных я-ю, ю-я, я-е, е-я; и-я-е; и-я-е-ю.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [с] из слов. Найди игрушки, в названии которых есть звук [с], из ряда других (сова, лиса, мишка, собачка, слоненок, машинка, жираф, ослик).
Определение позиции звука [с] в словах сова, слоненок, лес, нос.

Занятие 4

Упражнения на дыхание

Развитие силы выдоха
Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии
«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.
Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний иффффф, ыффффф.

Упражнения для губ

Губы в улыбке (счет до 10).
«Лодочка качается на волнах». Поочередное поднимание вверх углов рта (с помощью и без помощи рук).

Упражнения для языка

«Язычок заболел и лежит в постели». Широко открыть рот и покаш-лять (язык непроизвольно опускается на дно ротовой полости). Уложить язык «дорожкой» на дно ротовой полости так, чтобы показался маленький язычок. (Удерживать в таком положении как можно дольше.)
«Дразнилки». Положить широкий язык на нижнюю губу и произно-сить: бя-бя-бя-бя-бя, пя-пя-пя-пя-пя-пя (со сменой интонации).
Язык «желобком» внутри рта.
Примечание. Если упражнение не получается, использовать пузырек с узким горлышком. При задувании в пузырек в языке непроизвольно появляется круглая щель.
«Веселые клоуны». Выгибание спинки языка вверх при упоре кончи-ком в десны нижних резцов. Произнесение звукосочетания и-хи-хи.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

«Язычок качается на качелях». Произнесение слогов я-ля, я-ля, я-ля, постепенно увеличивая их количество на одном выдохе.

Развитие фонематического восприятия

Различение слов, близких по звучанию: мишка - миска, каска - кашка, сырок - шарок, солить - шалить (с опорой на картинки).
Нахождение картинок, в названии которых есть звук [с], по темам «Овощи» и «Фрукты».

Занятие 5

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. «Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

Упражнения для губ

«Бегемот разинул рот, булки просит бегемот». Улыбнуться. На счет «раз» крепко сжать губы, на счет «два» широко открыть рот.

Упражнения для языка

Произносить и, хи, ие.
Поднимание и опускание средней части языка (спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка.
«Лодочка». Приподнять боковые края языка до получения углубления по средней части языка.
«Веселые дети». Исходное положение то же. Произносить звукосоче-тания ихи-хи, ихи-хи, ихи-хи.

«Разговор инопланетян». Произнесение слогов ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те (со сменой ударения и интонации).
Развитие фонематического восприятия и простых видов фонема-тического анализа
- Есть ли звук [с] в словах капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок?
- Найди овощи, в названии которых есть звук [с]. Где слышится звук [с] в слове салат? В слове чеснок? В слове капуста?

Развитие логического мышления

Игра «Пятый лишний». Капуста, свекла, картошка, редис, абрикос. Отложить лишнюю картинку.

Занятие 6

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка
Улыбнуться. Опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой», сделать выдох.

Упражнения для губ

Поднимание и опускание верхней губы с обнажением верхних зубов.
Попеременное поднимание и опускание углов рта.

Упражнения для языка

Язык «желобком» снаружи рта держать неподвижно, а губы то широко раскрывать, то касаться ими «желобка».
Игра «Я - не я». Логопед произносит фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Например, логопед произносит: «Я люблю шоколад». А дети отвечают: «И я, и я, и я». «Я люблю жевать чашку». Дети: «Не я, не я, не я».
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
Произнесение слоговых сочетаний пти-пти-пти, птя-птя-птя; пти-птя, пти-птя; пти-птя-пте-птю.

Развитие фонематического восприятия

«Подбери и назови». Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш].
Определить позицию звука [с] в словах санки, сапоги, сова, автобус.

Постановка звука [с]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [с]
Зубы сближены и находятся на расстоянии 1 мм. Губы растянуты как при улыбке. Язык упирается в нижние резцы, посередине языка образуется «желобок», по которому идет струя выдыхаемого воздуха. Звук [с] глухой, произносится без участия голоса.

Приемы работы по постановке звука [с]

Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука
Игровые приемы. «Свистелочки». «Вьюга».
Формирование зрительного образа звука
Показ артикуляционной позиции звука на муляже или артикуляционной схеме. Показ артикуляционного профиля.
Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)
Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это нижние зубы).

Описание положения органов артикуляции при произношении звука [с].

Открыть рот. Опустить кончик языка к нижним резцам таким образом, чтобы посередине языка образовалась щель. С силой равномерно выдыхать воздух. Должен получиться звук [с].
Примечание. Если по средней линии языка у ребенка не образуется «желобок», вдоль языка положить палочку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка, и произносить звук [с]. Проделать то же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу, затем повторить несколько раз без использования палочки.

Коррекция шипящего сигматизма по М.Е. Хватцеву (1959)

1. Поднимание и опускание средней части спинки языка при опущен-ном у нижних десен кончике языка.
2. Задувание на язык при низком его положении.
3. Язык устанавливается глубоким «желобком», и произносится звук [с]. Затем постепенно глубина «желобка» уменьшается.
4. Произносится звук [с].
Постановка звука [с] по Р.Е. Левиной (1965)
1. Межзубное произношение звука [с]. Закрепление в слогах, словах, а затем переход к нормальной артикуляции.
2. Ребенок протяжно произносит звук [р], а затем, проделывая то же самое, язык выдвинуть как можно дальше вперед, необходимо упереть его кончик в нижние зубы.
3. Опора на звук [х]. Произнести шепотом звукосочетание ихи, а затем повторить его со сжатыми зубами.
4. Произнесение сочетания ие с напряжением.

Коррекция губно-зубного сигматизма

Показать, что во время произнесения звука [с] губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними.
Чередование движений губ с последовательной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскаливанием зубов и обнажением нижних резцов.
В случае необходимости применяется механическая помощь в виде отжимания нижней губы шпателем книзу. Протяжное произнесение [с], а затем слогов и слов, которые с нее начинаются.

Коррекция межзубного сигматизма

Сжать зубы и, не разжимая их, протяжно произнести [с]. (На первых порах звук произносится со сжатыми зубами.)
Проговаривание слогов и слов со сжатыми зубами. Постепенно пере-ходят к нормальному произношению фонемы.
Коррекция призубного сигматизма
Показ правильной артикуляции фонемы. Использование рисунка-профиля. Опора на кинестетические ощущения (ощутить холодную струю на тыльной стороне ладони при правильном протяжном произнесении звука [с]).
Артикуляционные упражнения
Просовывание распластанного языка между зубами.
Высовывание языка «желобком» при открытом рте.
Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком языка в десны нижних резцов.

Коррекция шипящего сигматизма
Различение правильного и неправильного звучания звука [с] (свист - шипение).
Показ перед зеркалом различий между правильной и дефектной артикуляцией.
Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук.
Добившись правильной артикуляции, включить выдох, дать ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.
Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.
Коррекция бокового сигматизма
Добиваться образования «желобка» по средней линии языка.
В качестве базы использовать звука [т]. Произносить [т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.
На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к [ц], в со-ставе которого слышатся звуки [т] и [с].
Постепенно в ходе упражнений звук [с] удлиняется, а затем - отделяется. После чего ребенку можно пояснить, что это правильно произносимый звук [с].
Использование механической помощи.
Ребенку предлагают произнести звук [ф], выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [ш], должен присоединиться свистящий шум.
Опора на звук [х].
Произнести шепотом сочетание ихи, а затем то же самое звукосочета-ние произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с"].
В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков [с] и [с"].

Коррекция носового сигматизма

Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Выработка правильной артикуляции языка.

Коррекция замены звука [с] на [т], [д]

1. Просовывание распластанного языка между зубами.
2. «Желобок» при открытом рте.
3. Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.
Коррекция бокового сигматизма по Э.Я. Сизовой (1992)
Массаж лицевых мышц и губ
Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны:
- похлопывание сглаженной носогубной складки;
- круговые движения в месте соединения жевательных мышц;
- поглаживание губ;
- легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);
- круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);
- легкое пощипывание опущенного угла рта;
- пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).
Массаж языка
- легкое поглаживание языка;
- постукивание шпателем или пальцами по языку;
- очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю язы-ка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и лицевых мышц

Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового - один.

Упражнения для языка

1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение.
2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение.
3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку.
4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в ле-вую сторону и скользить зубами по языку.
5. Покусывание боковых краев языка.
Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза.
Закрепление слухового образа звука

Обучение правильному произношению звука [с] в изолированном звучании

Игровые упражнения

«Дует холодный ветер», «Песенка водички, текущей из крана», «Вода течет по камешкам», «Свистит ветер в трубе», «Воздух выходит из колеса», «Проколотая шина», «Насос», «Накачаем воздух в колесо», «Проколотый шарик», «Пар выходит из кастрюли», «Чайник со свистком».
Автоматизация звука [с] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [с] в прямых слогах

Повторить упражнения, приведенные выше:
1) просовывание распластанного языка между зубами;
2) язык лежит на «донышке»;
3) язык «желобком»;
4) губы в улыбке.
Развитие памяти, внимания
Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движе-нием пальцев рук.
Игровые задания
«Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу».
Выделение ударного слога.
Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.
Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.
Са-сы-со-су; сы-са-со-су.
Какой слог лишний? Са-са-са-сы.
Повтори слоги: са-сы-со. Послушай еще раз. Са-со. Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы? (Са.)
Анализ и синтез слогов
- Какой первый звук в слоге са? Какой второй звук? Сколько звуков в слоге са?
- Звук [с] «подружился» со звуком [е]. Какой слог получился?
- Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал?
Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.
Ознакомление с буквой с

Занятие 2

Автоматизация звука [с] в обратных слогах
Развитие артикуляционной моторики
Губы в улыбке.
Язык «желобком» снаружи рта неподвижен, а губы то широко раскрываются, то касаются «желобка».
Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.
Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера речевого нарушения.
Работа над голосом
Произнесение слогов ис-ис-ис, ыс-ыс-ыс, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.
Запоминание и воспроизведение слоговых рядов: ис-ыс-ас, ыс-ис-ас, ис-ыс-ас-ус, ыс-ис-ас-ус.
- Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.
- Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.
Анализ и синтез обратных слогов
- Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем - [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).
- Какой первый звук в слоге ыс? Какой второй звук?
- Назови второй звук в слоге ос?
Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки.
Развитие фонематического восприятия
Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [з], [ш], [т], [ц], [ч].
Игра «Ботаническое лото». Найди только овощи. Найди фрукты. По-ложи в корзинку овощи и фрукты, в названии которых есть звук [с].
Назови пропущенный слог в словах как...(тус), ана...(нас).

Занятие 3

Автоматизация звука [с] в слогах (интервокальное положение)
Развитие артикуляционной моторики
Губы в улыбке.
Язык «желобком» внутри рта.
Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
«Лиса учит лисят говорить». Произнесение слоговых сочетаний ысы-ысы-ысы, аса-аса-аса, уса-уса-уса, исы-исы-исы, осо-осо-осо, асу-асу-асу, осы-исы-асы от имени Лисы и лисят (высоким и низким голосом со сменой интонации).
Развитие фонематического восприятия
- Назови место звука в слоге. Называются слоги са, ас, аса. Где слышится звук [с] в словах лиса, слон, Барбос!
Чтение слогов са, со, сы
Развитие слуховой памяти и внимания
Выполнение поручений. Встань со стула, подойди к столу и возьми лису.
Выполнение инструкций из 2-3-х действий.
- Возьми ослика, поставь его на стул и сядь за стол. Возьми лису, поставь ее между слоном и собачкой; подойди к стульчику, а потом сядь.

Занятие 4


Развитие артикуляционной моторики
Произнесение слоговых сочетаний с движением рук: сту-сту-сту (шагаем по ступенькам); ста-ста-ста (ставим стаканы на стол).
Координация мимической гимнастики с дыханием, артикуляцией и фонацией: сто-сто-сто (сердито); сты-сты-сты (добродушно). Ты почему такой сердитый? Ста-сто-сту-сты (ласково). Давай помиримся.
Развитие фонематического восприятия
- Найди картинки, в названии которых есть звук [с], и положи их к букве с.
Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [з]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2-3-х словах.
Чтение слогов ус, су, ос, со

Занятие 5

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков
Развитие артикуляционной моторики
Координация дыхания, артикуляции и фонации.

Игровое упражнение

«Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги:
сма-сма-сма-сма; сму-сма-смы;
смы-смы-смы-смы; сна-сно;
смо-смо-смо-смо; сну-сны;
сму-сму-сму-сму; сну-сны-сна;
сма-смо-сму; сва-сво-сву-свы.
(Дети рисуют пальчиками волны.)

Развитие фонематического восприятия

Игра с мячом.
- Лови мяч, если услышишь в слове звук [с].
- Найди картинки, в названии которых есть звук [с]; положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ц]. Есть ли звук [с] в слове цапля? Есть ли звук [с] в слове сова?
Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2-3-х словах.
Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов

Занятие 6

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков
Развитие артикуляционной моторики
Работа над голосом и мимикой
Игровое задание «Разговор Носорога со Слоном»:
- Сфа-сфо; сфу-сфы. (удивленно)
- Сла-сло; слу-слы. (с опасением)
- Сла-сло-слу; сба-сбо-сбу-сбы. (печально)
- Спа-спо; спу-спы-спа! (радостно)
- Асма-аста; аспа-асфа. (разочарованно)
Развитие фонематического восприятия
- Есть ли звук [с] в слове шапка? Есть ли звук [с] в слове носки? Разложи картинки в две стопки. К букве ш положи картинки со звуком [ш], к букве с - картинки со звуком [с].
Педагог произносит слова, а ребенок подбирает нужные картинки. Определение позиции звука [с] в словах слон, носорог, ласка.
Чтение слогов
Задания, используемые на этапах автоматизации звука [с] в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи

Автоматизация звука [с] в словах со слогами са-сы-со-су

Произнеси слова правильно

Сад, сам, сама, сами, сани, сабля, сачок, сахар, салют, сазан, сайгак, сапоги, салат, салатник, салатница, салфетка, самовар, сарафан, сардина, сарделька, самолет, садовник, садовод, сандалии, саженец, саквояж, саксаул, косы, весы, часы.
Сын, сыр, сырок.
Сом, сон, Соня, сова, сорока, соловей.
Суп, сумка, сухарик, сушка.

Найди слово в слове.
Самосвал (сам, вал, сом, мало, сало), косатка (коса, оса), чистик (чист, кит, тик).

Какой звук исчез из слова? Санки, сани. Дополни к слогам слово сок.
ле
пе
ку сок ёёё115
ча
поя

Автоматизация звука [с] в словах со звукосочетаниями ас-ос-ус-ыс-ис

Произнеси слова правильно
Квас, аист, кокос, фикус, фокус, кактус, класс, абрикос, ананас, пыле-сос, космос, крокус, кумыс.

Измени звук в слове.
Сок - сор - сом; воз - нос; роса - коса - косы - росы.

Найди одинаковые предметы (контурные и цветные изображения). Рисунок 1. (См. цв. вклейку.) Аист, пылесос, листок, кокос.

Автоматизация звука [с] в словах со звукосочетанием ст и слогами ста-сто-сту-сты

Произнеси слова правильно
Мост, пост, наст, шест, лист, хвост, хворост, помост, насест.
Стая, статуя, статуэтка, стакан, стамеска, станок, ставни.
Ступа, ступня, стужа, студеный, ступеньки.
Стыд, стык, стыковка, стычка.

Придумай семь слов, которые начинаются со слога сто-.
Сто...(л), сто...(й), сто...(п), сто...(г), сто...(н), сто...(лб), сто...(лешница).
Замени один звук (одну букву).
Сто - стол - стой - стоп - стог - стон - стол - столб.
Стук - стул - стол - стал - сталь.
Тук - сук - стук - сток.
Писк - поиск.

Что общего между словами сосна, насос, пылесос, свисток, свист, свистулька? (В них два звука [с].)
Подбери слова-перевертыши. Сосна - насос.
Подбери к слову пару.
Сено - стог, лиса - хвост, лестница - ступеньки, нога - ступня, слойка - тесто, капуста - лист.
Ребус. Барс, аист, рысь, скунс, утконос, кот. (Барсук.)
Назови птиц и животных. Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков.

Автоматизация звука [с] в словах со слогами ска-ску-ско

Произнеси слова правильно
Скала, сказка, скалка, скамейка, скакалка, скатерть, скафандр, сканер, батискаф.
Скорпион, скобка, осколок, скорость.
Задания
Найди слова-рифмы. Скалка - скакалка.
Что означают слова скука, скупец?
Из каких слов состоит слово скороход?
Название какого цветка прячется в слове скорпион?

Автоматизация звука [с] в словосочетаниях

Подбери пару.
Сосновый... (лес), пустой... (стакан), сладкий... (сахар), высокий... (сугроб), густая... (сметана), кислая... (слива), вкусный... (абрикос), смелый... (солдат), ясное... (солнышко), мясной... (суп), чудесный... (голос), трескучий... (мороз), густые... (волосы), смешная... (маска), чистый... (стакан), чистая... (посуда), чистые... (носки), сухой... (песок), сухая... (сковорода), сухие... (сапоги), сочная... (листва).
Автоматизация звука [с] в предложениях и связной речи

Предложения из двух слов
Составь предложения из двух слов.
Стол стоит
Сапоги стоят
Сова спит
Капуста хрустит
Собака кусается
Киска спит
Суп остыл

Предложения из трех слов
Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолет летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.
Придумай предложения со словами пес, слон, сорока, санки.
Если бы ты был художником, что смог нарисовать со звуком [с]?

Предложения из четырех-пяти слов
Дополни предложения.
В стакан налили... (сок). Возле куста стоит... (скамейка). На столе остывает... (суп). Над лесом летит... (самолет). По ступенькам тихонько спускается... (старушка). На суку сидит... (сова). ... (Абрикосы, сливы и персики) имеют косточки. Самолет летит над густым сосновым... (лесом). Самолет летит над... (пустыней). Самолет летит над... (саванной).
Предложения с союзами а, и
Саня выловил сома, а Слава - только водоросли. Капуста не только вкусна, но и полезна. Соня села на скамейку и стала смотреть на небосвод. Слава встал со скамейки и пошел по тропинке.
«Учимся размышлять»

Назови лишнее слово в предложении.
В саду выросли, посадили высокие деревья. По рельсам едет, стоит поезд. Фасоль и чеснок растут, собирают на грядке.
Чем отличаются предметы?
Часы со стрелками и без стрелок. Автобус с колесами и без колес. Сапоги с носками и без носков. Стул со спинкой и без спинки. Сом с усами и без усов. Лиса с хвостом и без хвоста. Сова с глазами и без глаз.
«Спорт. Соревнования. Спортсмены. Спортсменка». Рисунок 4. (См. цв. вклейку.)
Кем ты будешь? Хоккеистом, теннисистом, футболистом, баскетболи-стом, слаломистом. Спортивная одежда. Тенниска, кроссовки, бейсболка. Спортивные снаряды.
У кого из спортсменов одинаковые тенниски, кроссовки?
«Овощи». Капуста, патиссоны, чеснок, фасоль, подсолнух, свекла, пастернак, салат, груша.
Найди лишний предмет.
«Паровоз с вагонами». Рисунок 6. (См. цв. вклейку.) Укажи цвет паровоза и вагонов, а также цвет груза. Подбери для каждого вагона груз такого же цвета.
«Небывальщина». Рисунок 7. (См. цв. вклейку.) Сосульки на солнце. На сосне лиса. Аист в самолете. Кактус в песочнице. На скакалке летит собака. Слон едет на санках. Сова едет на самокате. Сом со свистком.
Придумай предложения-небылицы.
«Сумка. Чемодан». Рисунок 8. (См. цв. вклейку.) Продукты и вещи (мясо, сметана, сахар, сардельки, сосиски, масло, сало, сухари, сушки, абрикосы, косынка, сарафан, носки, блузка, свитер, платье). Что ты положишь в сумку? Какие вещи положишь в чемодан? Какой предмет не имеет в своем названии звука [с]?
Темы для составления описаний, рассказов и сказок
«Магазин игрушек». Ты - продавец, а я - покупатель. Я хочу купить такую игрушку, в названии которой первый звук [с], а последний [н]. Кто это? (Слон.)
Ты - покупатель, а я - продавец. Игрушка будет считаться твоей, если ты назовешь первый и последний звук в ее названии.
Восхитись игрушкой. Расскажи, чем понравилась игрушка. Смотри, какой красивый самолет! Расскажи, как ты покупал с мамой игрушку в магазине.
«В саду». Опорные слова: смородина, абрикос, кусты, скамейка, аист, солнце, нарцисс, гладиолус, анютины глазки, флоксы, скворец, скворечник.
«В сосновом лесу». Рисунок 9. (См. цв. вклейку.) Опорные слова: сова, совята, маслята, сыроежки, лиса.
Похвали то, что тебе понравилось.
Опиши место. Выбери на рисунке один предмет. Спроси, где он стоит. Используй слова рядом, между. Где спрятались совята? Задай мне вопросы.
«Лесная школа». Опорные слова: сова, барсук, лиса, слоненок, сорока, совята, ласка.
Сочини сказку о том, как сова-учительница учила зверят. Какие уроки она проводила?
«Во дворе». Опорные слова: песочница, песок, совок, самосвал, ска-мейка, коляска, собака, самокат, насос, колесо.
«Комната». Опорные слова: стол, стул, люстра, занавеска, кресло.
Опиши предметы, стоящие в комнате.
Конспект занятия
Автоматизация звука [с] на основе сюжета
«Экскурсия в Москву»
Материал: картинки, открытки с изображением Москвы; игрушка или изображение самолета; предметные и сюжетные картинки; цветные символы; изображения зверей (слон, лиса, барсук, соболь и др.).
Ход занятия:
Оргмомент
Подготовка самолета к полету.
Сообщение темы занятия
- Сегодня мы отправимся на экскурсию в самый большой город на-шей страны. Как он называется? (Москва.) Как еще называют Москву? (Столица.) Совершая эту экскурсию, мы повторим знакомый нам звук [с]. Какой это звук? (Твердый, согласный.)
Развитие фонематических представлений. Определение позиции звука
- На чем доберемся в Москву? Назовите самый быстрый вид транс-порта. (Самолет.) Куда сложим продукты, вещи? (В сумку.) Какие вещи возьмем с собой? Сначала назовите одежду. (Дети называют слова, определяют позицию звука [с] в словах.) Положите в чемодан игрушки, в сумку продукты питания.
Придумывание слов детьми. Дети перечисляют названия предметов со звуком [с].
Произношение слов сложного звукослогового состава. Звук [с] в предложениях
- Кто нас встречает у трапа самолета? (Стюардесса.) Что нам скажет стюардесса? (Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон. Займите свои места.) (Повторение этих фраз детьми.) Куда мы зашли? (В салон.) Куда сели? (В кресла.) В каком из слов звук [с] слышится в начале, в каком - в середине, а в каком - в конце слова?
Самолет ТУ-104. Самолет готов в полет.
Заходите, пассажиры! Он давно уже вас ждет.
Падежное управление. Практическое усвоение творительного па-дежа существительных
- Посмотрите в иллюминатор. (Выставляются картинки.) Над чем пролетает наш самолет? (Над лесом. Над лесами. Над мостом. Над мостами. Над кустами, садами, соснами.) Мы летим высоко или низко? Далеко от Москвы или близко? (Ответы детей. Физпауза.)
Мы летаем высоко, мы летаем низко,
Мы летаем далеко, мы летаем близко.
Декламация сопровождается движением рук.
Составление предложений по сюжетным картинкам
- Чтобы не было скучно, посмотрим телевизор. Выставляются сюжетные картинки. Дети придумывают предложения.
Звуковой анализ слов сок, сон, Соня
- Что нам предлагает стюардесса? (Сок.)
Определите последовательность и количество звуков в слове сок. Обозначение звуков цветовыми символами.
- Замените в этом слове звук [к] звуком [н]. Какое новое слово получилось? (Сон.) Чем различаются эти слова? Стюардессу зовут Соня. Обозначьте кружочками слово Соня. Какие одинаковые звуки в словах сон и Соня? Чем отличаются эти слова?
Физминутка
Круговые вращения руками, как пропеллером.
Развитие воображения и связности высказывания
- Придумайте сны-небылицы. (Ответы детей.) Наш самолет идет на... (посадку). Как можно сказать по-другому? (Снижается, садится, опускается) Где совершил посадку самолет? (В Москве.) (Выставляется картинка с изображением автобусной остановки и автобуса.) Куда мы подошли? (К автобусной остановке.) Куда войдем? (Войдем в автобус.) Что увидели из окна? (Троллейбус.) Приехали на Красную площадь и увидели... (Кремлевскую стену, Спасскую башню, Спасские ворота, красивый собор). Зашли в царские палаты. (Картинки выставляются на доску.) А сейчас спускаемся в метро. На чем спустились? (На эскалаторе.) Приехали на пристань. Это Москва-река. Куда приехали? Какую лодку мы увидели? (Парусную лодку.) Почему ее так назвали? (Ответы детей.) А теперь пойдем в зоопарк.
Деление слов на слоги. Составление слова сом из букв
- Кого вы увидели в зоопарке? В слове один слог, есть гласный звук [о], кто это? (Слон.) Я назову первый слог, вы - второй: ли...(су). Увидели... (лису). Сколько слогов в слове лиса? Как вы догадались? А вот - большой аквариум. В нем плавает рыба. Как она называется? Подсказываю. Возьмите буквы с, м, о. Составьте слово. Что получилось? (Сом.)
Развитие фонематических представлений
- Купим подарки родным и знакомым. В названии подарков должен звучать звук [с]. (Ответы детей.) А теперь возвращаемся домой. На чем?
Итог занятия

Оксана Попова

Звуковая разминка

Начиная работу над формированием правильного произношения, важно убедиться, что ребенок сам замечает недостаток своего произношения. Часто бывает так, что дети улавливают общий смысл слова, не обращая внимания на то, что отдельные звуки произносятся ими неправильно. На этом этапе работы я использую следующие упражнения.

1. Упражнение «Самый внимательный»

Инструкция. Посмотри на картинку и внимательно послушай, правильно или не правильно я буду произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, если названа неверно, отрицательно покачай головой.

Хочу отменить, что на одном занятии мы с ребёнком отрабатываем одно слово-картинку. Сначала работаем над словами, в которых звук находится в первой позиции, затем в конце, а после в середине слова.

Как только малыш начинает уверенно и правильно выполнять это задание, в вожу более сложное упражнение.

2. Упражнение «Посмотри не ошибись»

Инструкция. Покажи то, что я назову.

Затем, когда ребёнок уверенно и правильно показывает все картинки меняемся ролями, теперь ребенок называет, а я показываю, при этом обращаю внимание ребенка на то, что мне трудно показать нужную картинку, так как он неправильно ее называет.

Предлагаю малышу научиться произносить правильно звук [С]. Когда ребёнок даёт согласие, предлагаю поиграть в следующую игру.

3. Упражнения «Насос», «Песенка водички», «Свистулька». Данные упражнения аналогичны друг другу.




Инструкция. Внимательно послушай и запомни, какой звук издаёт насос, когда качает воздух. Изобрази руками движения при накачивании шин насосом, когда услышишь, как свистит насос, а на другие звуки не реагируй.

Данные упражнения отрабатываются не все сразу на одном занятии, а вводятся постепенно (на одно занятие одно упражнение). Выполнять их следует до тех пор, пока ребёнок не будет уверенно отвечать на ваши вопросы.

Параллельно с работой над развитием фонематических процессов подготавливается артикуляционный аппарат.

На занятиях пользуюсь классическим комплексом артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Однако выполнять упражнения, сидя перед зеркалом для детей не очень интересно (так мы отрабатываем только новые упражнения, поэтому в работе я использую презентации гимнастик для Язычка в сопровождении стихов или музыки.

Артикуляционная гимнастика

1. «Наказать непослушный язычок».


Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Блинчик».

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Язык перешагивает через зубы».


Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

4. «Почистим зубы».


Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

5. «Горка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

6. «Катушка».


Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

7. «Заборчик».


Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

8. «Чистим зубки».


Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

9. «Расчёска».


Губы в улыбке. Язык прикусить зубами. "Протаскивать" его между зубами вперёд-назад, как бы "причёсывая".

После того как ребёнок научился выполнять правильно основные артикуляционные упражнения знакомлю малыша с артикуляционной позой с опорой на схематическое изображение.


1. Губы улыбаются.

2. Зубы на маленьком расстоянии.

3. Язык, широкий, упирается в нижние зубки, посередине языка – канавка.

4. Воздушная струя сильная и холодная.

5. Горлышко не гудит.


Затем учимся удерживать артикуляционную позу звука [C] и переходим непосредственно к постановке звука.

Данные способы постановки звука [С] придуманы не мной, я только собирала и систематизировала наиболее эффективные, которые активно использую в своей работе.

Основные способы постановки звука [C]

По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

2. способ.

По подражанию с введением игровых приемов:

– насосом накачиваем колесо (с-с-с);

Дует холодный ветер (с-с-с);

Сдувается шарик (с-с-с);

Подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

От опорных звуков.

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».

Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой, отрабатывается направленная воздушная струя. Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный, кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.

Игры и упражнения для отработки артикуляции звука [и].

1. Ребенок произносит звук [и] (следите за правильностью артикуляции, взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.

2. Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок - мелки, комок – комки. Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.

3. Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук [и]. Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга. Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.

После того как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата, выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.

«Давай вспомним упражнение ««Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик». При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

Используют колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах.

Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг – звук С. Самая большая сложность - обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.

Постановка звука [С] при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук [С].

При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов. При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т. д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

9-й способ.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

Список литературы

1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 160с.

2. Будёная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст] / Т. В. Будёная. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 64с.

3. Загляда Л. И., Симкин М. Л. Методы и приёмы постановки звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. И. Загляда, М. Л. Симкин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 117с.

4. Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство [Текст] / М. А. Полякова. – М. :Айрис-пресс, 2008. – 208с.

5. Рау, Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Ф. Ф. Рау. – М. : Просвящение, 1968. – 181с.

6. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : ОООТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248с.

Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

Правильная артикуляция Сь и С

Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Правильная артикуляция при произнесении звука С

Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
  • Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

Речь для каждого человека играет большую роль в жизни. Неудобство и сложность при общении могут быть вызваны различными речевыми дефектами. Поэтому так важно своевременно заметить у своего ребенка неправильное произношение и начать действовать. Постановка звука «С» не отличается особой сложностью. При верно подобранных упражнениях и регулярных занятиях можно быстро добиться успехов. Как же это сделать?

Постановка звуков в логопедии является особенным процессом, представляющим собой выработку навыка произношения той или иной буквы. Ребенку важно научиться воспроизводить звук в любом виде в зависимости от слова, сочетания букв в нем.

Нередко логопеды сталкиваются с расстройством речи именно при воспроизведении свистящих звуков у детей. Выделяют два вида таких дефекта:

  1. сигматизм;
  2. парасигматизм.

В первом случае малыш искажает произношение правильного звука «С» или «Сь», а во втором – вообще меняет их на другие звуки.

Поэтому так важно вовремя заметить речевое нарушение у ребенка и начать прививать навык верного воспроизведения букв. Такие патологии также могут негативно отразиться на нервной системе детей, привести к следующим болезням:

  • Дисграфия. Она представляет собой разные нарушения письменной речи, когда ребенок непроизвольно меняет буквы во время написания местами, заменяет их другими буквами и так далее.
  • Дислексия. Эта патология не позволяет ребенку нормально читать, мешая связывать буквы в единый текст.
  • Дислалия. При данном заболевании дети имеют серьезные дефекты произношения определенных звуков.

Таким образом, сомнений в том, что постановка звуков важна и обязательна, нет. Родителями стоит запастись терпением и подобрать для своих малышей эффективные методики развития речи, разбив на определенные этапы, от простых к сложным.

Подготовительные мероприятия

Постановка свистящих звуков первым делом начинается с тренировки дыхания ребенка. Он должен уметь выпускать воздушную струю с силой. Для этого можно попросить его набрать в рот воздуха и сильно дунуть через трубочку из губ. Можно воспользоваться ваткой или еще чем-то легким, положить ее на ровную поверхность и сдувать на какое-нибудь расстояние. Или можно придумать соревнование кто дальше сдует комочек ваты. Так ребенку будет интереснее выполнять задание.

Также неплохо проводить различные упражнения, развивающие дыхательный процесс. Можно выполнять следующие задания:

  • «Гармонь». Встать ровно, руки ладонями положить на живот, глубоко вдохнуть через носовую полость и задержать дыхание на пару секунд. Затем следует выдохнуть уже с помощью рта. Это упражнение поможет выдыхать с усилением, научиться верно направлять струю воздуха.
  • «Ветерок». Вытянуть трубочкой губы, набрать воздух и сильно дунуть через нее. При этом необходимо поставить перед ртом ладонь, которая должна чувствовать резкую прохладную струю воздуха.
  • «Буря». Взять какой-либо пузырек, имеющий узенькое горлышко. Поднести к нижней губе и подуть. О правильности направления воздушной струи будет свидетельствовать характерный шум.

После выполнения упражнений на дыхание понадобится артикуляция звука. Она помогает человеку натренировать мышечные ткани речевого аппарата, отработать навыки правильного расположения органов во время произношения того или иного звука.

Для постановки твердого «С» или мягкого звука «Сь» можно воспользоваться следующими заданиями:

  • «Непослушный язык». Нужно улыбнуться, немного открыть ротик. Расположить язык на нижней губе и шлепать губами по нему, произнося слог «пя» несколько раз. Так делать на протяжении одного вдоха, а потом зафиксировать язычок в пассивном состоянии на губе на несколько секунд.
    При этом спокойно можно выдыхать воздух. Нужно следить за тем, чтобы нижняя губа не была подвернута и не натянута на челюсть снизу. Также бока речевого органа должны касаться уголков ротовой полости.
  • «Блин». Необходимо открыть ротик, улыбнуться. На нижней губе расположить переднюю часть языка и зафиксировать его в таком состоянии на несколько секунд. При этом нельзя напрягать губы, широко растягивать их, подворачивать или натягивать на нижнюю челюсть. Также не стоит сильно высовывать язык, он должен покрыть только губу, а его боковые стороны должны касаться уголков рта.
  • «Гора». Требуется открыть рот и улыбнуться. Затем широким кончиком речевого органа упереться в бугорки, которые находятся за нижней челюстью. Далее следует приподнять среднюю часть языка до тех пор, пока он не коснется верхних резцов, а потом опустить. При выполнении упражнения нужно смотреть, чтобы кончик язычка не отрывался от бугорков, а все другие органы речевого аппарата оставались неподвижными.

Сначала необходимо проводить простые занятия, потом постепенно добавлять задания сложнее. Главное, чтобы делалось это регулярно и с желанием добиться успехов в постановке свистящих звуков. С более подробной информацией об артикуляционных упражнениях вы сможете ознакомиться в нашей статье — .

Для того чтобы произношение звука «С» было верным, нужно держать под контролем положение органов речевого аппарата, а также процесс дыхания во время воспроизведения буквы.

После подготовки органов можно переходить непосредственно к упражнениям.

Постановка звука с помощью подражания

Подражание – это наиболее легкий и предпочтительный способ постановки звука. Детям нравится повторять за взрослыми, животными, поэтому применение такого упражнения для постановки звука «С» позволит заинтересовать их.

Для этого необходимо сесть вместе с малышом напротив зеркала и демонстрировать ему правильное положение и движение органов речи во время произношения твердого звука «С» и его смягчении. Затем попросить его повторить то же самое. Еще можно попросить, чтобы ребенок показал, как дует ветер, как насос накачивает колесо и так далее.

Как поставить звук механическим способом?

Приемы постановки звуков включают в себя и механический способ. Для этого требуется выполнять следующие действия:

  1. Широко улыбнуться, широкий язык расположить между зубами. При этом его кончик должен находиться только на нижней челюсти. Нужно контролировать, чтобы малыш не прижимал орган верхними зубами.
  2. Затем попросить кроху дунуть на кончик язычка, чтобы при этом ощущалась прохлада. Можно поднести руку к ротовой полости и почувствовать выдыхаемую воздушную струю.
  3. Пока малыш дует на кончик языка, необходимо положить на его среднюю линию зубочистку, немного надавив на него. Таким образом, образуется «желобок», по которому потом и будет идти струя воздуха. Просунуть зубочистку нужно примерно на 2 см.
  4. Попросить ребенка подуть. Во время этого будет слышен нечеткий шипящий свист. Тогда понадобится сомкнуть челюсти таким образом, чтобы между ними помещалась только зубочистка, а язык оставался внутри. Также нужно продолжать дуть на кончик язычка, струя должна проходить быть межзубной. Когда челюсти смыкаются, образуется свист, который нельзя прерывать.
  5. Пока малыш производит свист, нужно нажимать на язык зубочисткой разной силой, двигать ею вперед-назад. Это позволит определить, при каком положении звук «С» звучит верно.
  6. Как только это положение будет установлено, можно дальше тренировать произношение. В то время, когда ребенок правильно скажет букву «С», нужно, не торопясь, аккуратно вытащить зубочистку из ротовой полости малыша.
  7. Некоторый период времени он будет продолжать правильно воспроизводить свистящие звуки без этого приспособления, но потом снова может сбиться. Поэтому необходимо тренироваться таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет сам верно выставлять нужное положение речевых органов.
  8. Закреплять результат этого упражнения можно с помощью произношения слогов и слов. Если в составе слова малышу будет сложнее воспроизводить звук, то можно опять применить механический способ.

Постановка от других звуков

Можно поставить правильное произношение звука «С» от других звуков. Среди них применяются такие буквы как «Ш» и «Ц». При постановке произношения от «Ш» необходимо выполнять следующие действия.

  • Попросить малыша, чтобы он начал тянуть звук «Ш», и при этом, не торопясь, продвинул язычок вперед. Сам речевой орган нельзя отрывать от неба, верхние и нижние резцы должны располагаться параллельно друг другу.
  • Возникновение прерывистого произношения свидетельствует о том, что ребенок оторвал язык от неба, чего нельзя делать. Затем необходимо, чтобы он приоткрыл рот и продолжил первоначальное занятие по постановке звука.
  • При открытых резцах сначала будет слышен мягкий звук «Ш», потом нечеткий свистящий звук, а затем верное произношение звука «С». Потом следует попросить закрыть ротик и попробовать произнести звук с сомкнутыми резцами.
  • Пусть малыш сам попробует найти то положение языка, в котором звук «С» получается наиболее правильным. Как только произношение будет верным, нужно его закреплять. Чтобы ребенку было интереснее, можно сказать, что так пищит комар, и кроха будет ему подражать.

Также можно поставить свистящий звук с помощью буквы «Ц». Правда, таким вариантом пользуются намного реже, но знать его не помешает.

  • Малышу необходимо долго и протяжно произносить звук «Ц». При этом будет четко слышен звук «С». Самое главное, чтобы кроха сам услышал и смог взять во внимание эту букву.
  • В случае трудностей с произношением изолированного «С» можно сначала тренироваться с помощью буквенного сочетания «ЦС».
  • Результат также важно закреплять. Для этого необходимо регулярное повторение слогов, слов, скороговорок.

Какие способы существуют при сигматизме?

Детки, которые страдают сигматизмом и парасигматизмом, также могут быть обучены правильности произношения. Для этого необходимо подбирать логопедические упражнения на звук, которые подойдут в конкретном случае.

Межзубный сигматизм

Постановка звука при таком нарушении заключается в том, чтобы продемонстрировать малышу, как правильно располагаются органы речи во время произношения звука «С». Если у ребенка не получается подражать взрослому, то проводят постановку с механической помощью.

Боковой сигматизм

В этом случае потребуется провести подготовку органов речи, чтобы активизировать деятельность мышечных тканей боковых сторон язычка. В итоге у малыша должно получиться поднятие боков до их полного соприкосновения с боковыми зубами.

Потом можно прибегнуть к упражнению, при котором понадобится дуть на переднюю часть речевого органа, потом на его кончик, а затем, спрятав язык за челюстью.

Носовой сигматизм

Таким деткам нужно выполнять следующее упражнение. Необходимо долго и протяжно воспроизводить букву «Ф». Просунуть широкий кончик язычка между нижней губой и верхними резцами и подуть на него, произнося звук «Ф» и потихоньку убирая орган за нижние резцы.

Призубный парасигматизм

Постановка звука при данном нарушении речи производится только путем демонстрации правильного расположения органов. Также упор делают на тактильные ощущения. Ребенок подносит ладонь ко рту, если струя воздуха идет верно, то чувствуется холод. Можно поставить звук от мягкого «Сь».

Следует помнить, что нельзя прекращать занятия, как только ребенок смог правильно воспроизвести звук, даже если больше не наблюдается нарушения. Поставленное произношение следует обязательно закреплять с помощью стихов, скороговорок, рассказов и прочих произведений.

Таким образом, постановка звуков очень важна для речи человека. Поэтому при наличии трудностей с воспроизведением этой буквы следует обязательно обратиться к специалисту и регулярно выполнять упражнения.