Как проходит праздник купала. Все о празднике Ивана Купала: от истории возникновения до традиций и обрядов

Праздник Ивана Купала возник в дохристианское время, когда наши предки поклонялись различным языческим богам. Их быт был наполнен различными обычаями, поверьями, их жизнь была тесно связана с природой, с землей, которая кормила их. По старому стилю день Ивана Купала выпадал на 23 июня - день летнего солнцестояния. Впоследствии, с появлением христианства первоначальный смысл, связанный с Солнцем, был утрачен, но большинство других традиций сохранилось. Праздник Ивана Купала имеет еще несколько названий:
*ярило;
*ярилин день;
*купала;
*праздник летнего солнцеворота.



  • История дня Ивана Купала
  • Поверья и приметы
  • Заключение

История дня Ивана Купала

Известным и общепринятым остается современное название праздника - День Ивана Купала. После крещения Руси праздник совпал с Рождеством Иоанна Крестителя, отсюда первая часть. Мнения о происхождении второй части разделились: либо Купала это языческий Бог плодородия, либо такого Бога у язычников не было, а само слово связано с традицией купаться. Как бы то ни было праздник до сих почитается у многих городских и деревенских жителей. Празднуют его в лесу, на природе, на различных фестивалях и неотъемлемой его частью является именно соблюдений различных традиций, которые приняты издавна.

Традиции и обычаи в день Ивана Купала. Вода, трава, огонь

Празднование начиналось с 23 июня по старому стилю (6 июля) с заходом солнца и до рассвета. По поверьям в эту ночь вода была целебной, омолаживала, ей уделяли большое внимание. По утрам девушки и парни умывали лицо росой. Девушки омолаживались, хотели стать красивее, а парни надеялись получить силу.




Интересно! После купания никто не вытирался, забирая себе всю энергию целебной купальской воды.

Говорили, если росой обрызгать дом, то оттуда пропадут все мелкие насекомые. В этот день любили ходить в баню. Парились и мылись с венками из трав, собранных с купальской росой. Травники, знахари с рассветом выходили из домов в лес за различными целебными травами.

Известным мифом Ивана Купала является цветущий папоротник. Считается, что тот, кто увидит загадочное цветение этого растения будет наделен волшебным даром, сможет разговаривать с лесными жителями, понимать природу. На поиски цветка выходили молодые парни и девушки.

Вместе с лечебной водой и различными травами люди также почитали огонь. “Марена” - зима, увядающая сила и “Купала” - весна, оживление природы, сжигались, вокруг водились хороводы. Костры разводились везде, в них сжигали вещи больных (так избавлялись от хвори), вещи, связанные с плохими воспоминаниями. Через догоревший костер прыгали, если девушка не смогла перепрыгнуть, то ее называли ведьмой, если пара держась за руки могла перепрыгнуть через огонь, то их союз обещал быть крепким.

Поверья и приметы

* До 7 июля нельзя было купаться в открытой воде. А в праздничную ночь купались все, кроме больных, детей и стариков, на чей организм могла перекинуться нечистая сила;
* девушки обязаны были пройти купальский костер;
* спать во время Купалы было опасно. Нечисть (русалки, ведьмы) не спали и могли натворить бед;
* нельзя было поднимать ничего с дороги, чтобы не попасть в лапы злых чудовищ;
* угощения столов были наделены магическими силами. Девушка, угощая парня, укрепляла их отношения.




Заключение

Празднование Ивана Купала - интересное и завораживающее зрелище, память о традициях наших предков, отличный повод провести выходные на природе и приобщиться к культуре.

Иванова ночь – очень важный и почитаемый день для восточных славян. Столетиями купальский праздник носил языческий характер, совершался в честь Бога Солнца и его супруги Зари-зарницы.

До того как перейти на новый стиль, купальский день праздновали в дни летнего солнцестояния, которые припадали на 20-26 июня. Единый цикл празднований включал в себя Иванов день, день Аграфены Купальницы, который отмечали 6 июля, и Петров день, что приходился на 12 июля. Значимость купальского праздника заключалась в дате – это рубеж, разделяющий два периода солнечного цикла. В это время наблюдался пик расцвета природы, солнце в зените, поэтому и отличалось наивысшей активностью. После этого дня на зиму “сдвигалось” солнце. При этом ночь становилась длиннее, день, наоборот, короче.


Однако купальский праздник, как и Святки, считался очень “опасным”. По древним сказаниям, в это время справляют свой бал ведьмы, русалки, лешие, оборотни и другие потусторонние силы. В глазах крестьян самым страшным был апогей праздника – купальская ночь, когда огонь, вода и травы приобретали целительные свойства. Образ “уходящего” солнца связан с Иоанном Предтечей Крестителем, поэтому после принятия христианства праздник совпадает с его Рождеством. А название связано с его вторым именем – Купатель. В наши дни праздник Ивана Купала отмечается 7 июля, а если быть точнее – то именно в ночь с 6 на 7 число.


В купальской традиции ярко выражена тема огня, который очищает «плоть и дух», отгоняет нечистую силу, снимает сглаз и порчу. Издревле не забыты ритуалы возжигания костров на берегу реки, добывания огня с помощью сухого древа, сжигания одежды больных. Вокруг них водили танцы, прыгали через пламя. Считается, кто выше прыгнет – будет самым счастливым.


Из древних пор считают, что в купальский праздник большую чудодейственную силу приобретает вода. Обряды, связанные с водой, проводили на рассвете или ночью. Люди купались в водоемах, обмывались утренней росой, мылись в банях. Отказавшегося купаться обвиняли в колдовстве.


В купальскую ночь знахари собирают целебные травы и коренья, запасая на год, проводят ритуалы. Считалось, что волшебством обладает перелет-трава, которая начинает расцветать: она может перенести за тридевять земель. А одолень-трава, собранная именно в полночь, защищает от врагов. Сок, выжатый из сорванного в ночь цветка Иван-да-Марья, возвращает слух, цветы защищают от вора. Большой силой от нечисти обладает полынь, которую носят на поясе и развешивают в доме. Также в купальскую ночь принято заготавливать веники для бани. Люди повсеместно опоясываются перевязями, изготовленными из цветов. Девушки надевают на голову венки из травы.


Традиционным действом называют поиск цветов папоротника, который слыл колдовским растением. По народным поверьям, они способны исполнять любые желания и показывают, где спрятан клад.


Купальский праздник в странах мира и в России отмечают в разные дни. К примеру, в Европе, а именно в Финляндии, его празднуют по старому стилю – с 21 на 22 июня.

Народный праздник Ивана Купала отмечается в России, Беларуси, Украине 7 июля по юлианскому календарю и в Польше, в ночь с 23 на 24 июня в григорианскому календарю. Празднование Ивана Купала проходит в День летнего солнцестояния или солнцеворот — 21 июня, когда ночи самые короткие, а дни - длинные.

Название «Купала» впервые упоминается в Густинской летописи XII века , и в древних грамотах. Борясь с языческими купальскими обрядами, Христианская церковь, приурочила праздник к Рождеству Иоанна Предтечи - «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Один из эпитетов «крестителя» по греч. βαπτιστής - «купатель, погружатель», так как, крещение связано с купанием, в праславянском языке «купати» (kǫpati), обозначающее ритуальное омовение, очищение, купание в реках, озёрах, открытых водоёмах.

Иванов день, Купала, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Ярило (яросл., твер., нижегород.), Лада (русин.), по-укр.: «Сонцекрес », «Копальний Іван», «Купайло», «Купайлица», Иван-травник. Праздник летнего солнцеворота, по-белорусски назывался «Купалле», Ладо, «Свята Сонца і кахання», «Іван Вядзьмацкі», «Іван Калдунскі» ; по-болгарски: Духов-день, Водицы. «Еньовдень»; «Sobótka» (польск.), Кокуй (новг.). «Св. Jован Игритель» (серб.), по-литовски это праздник солнца - «Saulės» и росы - «Rаsos, Rasa », по-латышски Лиго – «Līgo».

В этом отношении совершенно особый интерес представляет , на западной окраине праславянского мира, близ Вроцлава в Силезии. Вокруг этой священной горы славянского племени силезян существует целый комплекс урочищ и языческих сооружений, восходящих, как считают новейшие исследователи, к рубежу позднего бронзового века и железного ; здесь есть керамика Лужицкой культуры Гальштатского и ранне-Латенского времени . Встречаются вещи, которые польские археологи определяют как «вещи скифского типа», среди них есть типично скифские стрелы.

Гора Сленжа (Mons Silensis) упомянута в хронике Титмара Мерзебургского начала XI века, который пишет, что гора Собутка «по причине своей красоты и величины, а также по причине проклятых языческих действ, там происходящих, пользуется y всех жителей большим почётом»

Ритуальные языческие обряды ночи на Ивана Купала связаны с водой, огнём и дикорастущими травами , и предшествуют встрече Дня Солнцеворота, Купало.

Праздник Ивана Купалы окутан волшебными преданиями и удивительными обрядами. Наши предки в этот день искали цветок папоротника, разжигали костры и прыгали через них, плели венки из полевых цветов и собирали целебные травы.

Значение огня в ночь на Ивана Купала.

Традиция сжигания огня в ночь на Ивана Купала с 6 по 7 июля восходит к далёкому языческому прошлому славян. Сам огонь символизировал собой летнее Солнце и солнцестояние.

Поздним вечером с 6 по 7 июля молодёжь собиралась за деревней и разводила очищающий костер с помощью «живого» огня, добытого с помощью трения.
Горение костра поддерживали всю ночь до самого утра, подбрасывая в костёр хворост, сложенный пирамидой и шестом по центру.

Деревенские парни поджигали колесо, олицетворяющее солнце, и пускали его с высокого берега в речку.

Наши языческие предки устраивали празднества вокруг костра, танцевали пели, прыгали через огонь, чтобы очистить себя от злых чар и нечисти.
Считалось, что чем выше человек прыгает через костёр, тем счастливее он будет весь год. Любящие пары парни и девушки прыгали через костёр взявшись за руки. Если их руки разъединялись во время прыжка через костёр, то этой паре не суждено было быть вместе.

Женщины в ночь празднования Ивана Купалы, должны посетить очищающий костер. По языческим поверьям, только ведьмы избегали обряда очищения огнём.

Праздник Иван-Купала проходит посвящается языческому богу Солнца Яриле (Купало) и его супруге светоносной Заре-Зарянице , красной девице.

Ещё одно использование очищающего костра в ночь на Ивана Купала - исцеление. Люди полагали, что если одежда больного будет сожжена в в ночь на Ивана Купала, человек скоро выздоровеет.

Целебные травы.

День летнего солнцестояния – это праздник солнца, наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых. В день Ивана Купала травы и цветы приобрели особенные целебные свойства и получили особую силу от Солнца и земли. Вот почему женщины собирали в лесу травы и цветы, высушивали и использовали в течении года для лечения и защиты от болезней. Одни травы было принято собирать днем, другие - ночью, третьи - на утренней росе. Наши предки считали, что буйная летняя зелень защищает от порчи и сглаза, ведьм и колдунов, пожаров и ураганов.

Люди верили, что все чудесные и лечебные травы расцвели в ночь на Ивана Купала. Деревенские целители, никогда не забывали об этой магической ночи и искали целебные травы и коренья растений, и запасались ими на целый год вперёд.

Зелень трав и растений была символом плодородия и плодовитости. Контакт со свежими листьями и травами, по поверьям, способствовал плодовитости скота, богатому урожаю на полях и в огородах.

Во время сбора трав обязательно читали особую молитву или заговор. В некоторых регионах наиболее целебными называли травы, собранные детьми и стариками. То есть теми, кто не имеет любовных контактов и у кого нет месячным. Таких людей считали самыми чистыми.

Купальское дерево.

Ещё один атрибут праздника Купалы – это зелёное деревце.

Деревенские девушки наряжали деревце лентами, венами, фруктами, полевыми цветами. После чего уносили за пределы селения и на полянке вонзали в землю.

Вокруг купальского дерева пели и плясали, водили хороводы. Чуть позже к веселью присоединялись парни. Они изображали, будто хотят похитить или поджечь дерево. Но девицы не допускали этого.

Все вместе направлялись к речке, где топили деревце, либо к костру, чтобы его сжечь. Сгоревший ствол кидали в реку и убегали, чтобы скрыться от ведьмы, которая якобы могла их преследовать.

Цветок папоротника

Народная молва распространила в легенду о том, что в ночь на Ивана Купала, зацветает цветок папоротника, который указывает на спрятанные в земле сокровища. Согласно легенде, если человек около полуночи найдёт в лесу цветущий папоротник, он должен сорвать цветок и убежать из леса, спасаясь от злых духов, и тогда любое его желание исполнится.

Легенда утверждает, что человек сорвавший цветок папоротника сможет понимать язык растений и животных, а ему удастся легко находить любые сокровища.

Иван-да-Марья

Другим волшебным цветком праздника считается Иван-да-Марья. Откуда у него такое удивительное название? Всё дело в любопытной легенде.

Парень крепко полюбил девушку, она ответила взаимностью. Молодые поженились, но они не знали, что на самом деле приходятся друг другу братом и сестрой.

Когда правда выяснилась им следовало разлучиться. Не желая оставлять друг друга, молодые превратились в цветок, две части которого окрашены в разные цвета: жёлтый и фиолетовый. С той поры Иван-да-Марья считается символом верности.

Этот цветок часто срывали на праздник Ивана Купало. Считалось, что цветок получает волшебные свойства, и позволяет ускакать от любой погони даже на старой кляче.

А если выпить выжатый сок из цветка, то можно вернуть утерянный слух или разум.

Многие традиции Ивана Купало связаны с водой.

7 июля православная церковь отмечает день рождения Иоанна Предтечи , крестившего Иисуса в Иордании. Именно поэтому люди считают, что именно с этого дня купание в открытых водоёмах становится безопасным. Купания были разрешены вплоть до Ильина дня.

Непременной традицией Иванова дня было всеобщее купание . В дополнение к целительному купанию в любом водоёме, можно исцелить тело и душу, если умыться утренней росой 7 июля. Считается, что умывшись росой, девушки и женщины становятся ещё красивее и привлекательнее.

Вечером 6 июля девушки гадали, запуская свои цветочные венки по воде , таким же образом гадают и на Троицу.

Часто набирали воду, считая её чудодейственной. По аналогии с крещенской водой.

Запреты на Ивана Купала.

Считалось. что в ночь на Иван Купала пробуждаются все злые духи леса, поэтому нельзя было спать этой ночью. Есть и другие запреты, например, в ночь с 6 на 7 июля беременные женщины, дети и пожилые люди должны держаться подальше от воды. Злые водные духи, и русалки могут нанести ущерб их здоровью.

Для того, чтобы семья не потеряла свои сбережения, никто не должен был давать деньги в долг, ничего нельзя не продавать и ничего не брать что-либо в день Ивана Купала.

Безусловно, день Ивана Купала - это летний языческий праздник, полный различных магических обрядов, для исцеления, привлечения богатства и счастья. И действительно, народная молва хранит множество рассказов о происходящих чудесах.

В ночь на Ивана Купала следовало опасаться не только русалок, но и ведьм, которые тоже выходят к людям в эту ночь, и если человек не прошёл очищение костром и водой, они могут причинить ему много вреда.

Купальские песни.

Большинство песен в Иванов день связаны с любовной или семейной тематикой. Множество шутливых стишков и прибауток про отношений парней с девицами.

Песни отличаются особыми запевами или концовками, например, повторение слова Купала или Купалялё.

Таинственный, веселый и свободолюбивый - все это об Ивана Купала. Ночь на Ивана Купала является одной из самых интересных и в то же время, мистической, когда сбываются многие приметы и в жизнь могут прийти чудеса. Об одном из самых интересных праздников лета мы и расскажем в нашей статье.

Ивана Купала: история и название праздника

Праздник Ивана Купала - один из самых древних на славянских землях, поэтому всю его историю проследить невозможно. Дело в том, что изначально Ивана Купала был праздником с уклоном в язычество - в этот день призывали духов для хорошего урожая и погоды, а также гадали на суженых. Кроме того, христианский праздник тесно связывают с языческим из-за процедуры омовения и очищения в воде, которое происходило в реках.

Но языческую «версию» встречали в день Солнцестояния - 20-22 июня.
Однако, до наших дней праздник дошел, как история о крещении Руси. Ивана Купала - это народный вариант имени Иоанна Крестителя, который сыграл важную роль в крещении Руси.

Именно христианский вариант праздника включал в себя разные развлечения на воде и венки, пущенные вниз по течению. Считалось, что так девушка привлечет суженого и вместе с ним - счастье в будущую семью.

Известно также, что в народе Ивана Купала называли Иванов день, Купала, Колосок, Ярилин день, Кокуй, Иван-травник, Сонцекрес, Купайло, Купалле, Іван Калдунски.

Дату, к слову, поменяли не зря - ведь отмечая его в ночь с 6 на 7 июля, празднование приблизили к одному из самых масштабных христианских праздников - Рождества Иоанна Предтечи.

Зачем прыгать через костер?

Один из главных атрибутов празднования Ивана Купала - это прыжки через костер, а также поиски цветущего папоротника. Но мы, для порядка, разберемся вначале с первым «развлечением».

В язычестве огонь является символом тепла и света, считается, что он может принести и счастье, и радость. А вот в христианстве огонь - очищение, огонь - спасение для души. Именно поэтому из языческого праздника прыжки через костер спокойно перешли в христианские.

Сегодня прыгать через костер - означает не только очиститься, но и показать свою «удаль», привлечь удачу, ведь удача, как известно, любит смелых!

Интересно и то, что в селах к костру обязательно должны были выйти все женщины, считалось, что если вы не выйдете - вас могли уличить в колдовстве. Ведь в эту ясную ночь в тени и воде прячутся лишь мистические и недобрые существа.

Через костер прыгали как в одиночку парни и девушки, так и пары, которые держались за руки. Считалось, что если молодые люди преодолевали костер, не отпуская рук друг друга, значит, им суждено быть вместе. Если руки размыкались, то это означало, что пара скоро расстанется.

Главные традиции праздника Ивана Купала

Обязательный атрибут номер один - купание на восходе солнца. Считается, что таким образом человек проходит своеобразную процедуру очищения - смывает с себя заболевания и укрепляет иммунитет. Купание происходило в различных местах - кто-то очищался в реках, кто-то готовил для этого баню.

Кстати, еще до восхода солнца или уже после заката, на реку приводили и скот. Считалось, что в эту ночь вода обладает целительными свойствами и может уберечь скот от смерти и болезней.

Потом наступала очередь огня. На возвышенностях или у рек разжигались костры. Иногда огонь добывался древним способом - трением дерева о дерево. Костры разжигали поздним вечером и зачастую жгли до самого утра.

Кроме того, в этот вечер и ночь молодые парни и девчата отправлялись искать возле воды и в лесу цветущий папоротник. Считалось, что тот, кто найдет мифическое растение - будет счастлив весь год и удачлив в жизни, ведь найти папоротник - считалось поймать удачу за хвост.

В нашей афише мы рассказали, как будут отмечать в Киеве.

Иван Купала отмечается с большим размахом. В этот день люди устраивают массовые празднования, которые проводятся на природе. Гуляния сопровождаются песнями, танцами, весельем, застольями. Продолжаются подобные мероприятия с ночи 6 июля до вечера 7-го. Этот праздник неотъемлемо связан с силами природы.

Его основными символами являлись не только солнце, но и вода, огонь, травы. Утром люди купались в реках и озерах. Вода очищала как физически, так и духовно. Некоторые люди избегали купания, считая, что в воде кроется нечисть. Одной из традиций праздника были прыжки через костер, который разводился у водоемов. Она сохранилась и сегодня. Травы в ночь Купалы обладали магической силой.

Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.