Виды одиночества. Классификация видов одиночества в современной психологии Клиническая форма одиночества как пограничное состояние психики

Экзистенциальное одиночество – это некая тоска, сильная душевная тревога в соединении с грустью и скукой, которую человек испытывает постоянно или в некоторые периоды жизни.

Давайте разберемся более детально – что это за состояние, как оно переживается, какие причины его возникновения?

Одиночество бывает двух типов – внешнее и внутреннее. Внешнее одиночество – более простое состояние, как правило оно завязано на внутренних процессах.

Какие могут быть причины возникновения одиночества?
В первую очередь это непринятие себя как личности (человек чувствует, что он совершенно другой, поэтому стыдится себя и своих особенностей, ведь иначе его просто никто не примет в этом обществе, окружающие, как и он сам внутри своего сознания, отвергнут его – «Я знаю, что вот тот человек, однозначно отвергнет меня. По-другому быть не может!»); проективное оценочное критическое мышление по отношению к окружающим («Все люди глупые, плохие, неудовлетворяющие, неинтересные и пр.»). Здесь может возникнуть две ситуации – когда человек малоинтересен даже самому себе, или, наоборот, он слишком интересуется собой (соответственно, окружающие очень «блеклые» по сравнению с ним).

Еще один вариант – болезненная история из детства, напрямую связанная с взаимоотношениями с ранними объектами привязанности (мама, папа, бабушка, дедушка), которые отвергали, критиковали и не принимали в свою «группу» ребенка («Здесь мы взрослые, умные и интересные, а ты сиди в своем уголке и не вмешивайся во взрослые разговоры»). Как следствие, такое поведение будет воспроизводиться во взрослой жизни с другими людьми, даже с теми, с которыми человек еще не вступил в отношения. Все дело в том, что внутри сознания личности уже произошли определенные изменения из-за предыдущих детских отношений, ее отвергли и вернули «в угол», поэтому она и старается не встречаться со своим стыдом и разочарованностью в людях.

В корне проблемы – глубокое недоверие к людям, отсутствие веры в искренность и добросовестность окружающих, да и в целом неумение доверять (речь идет не о доверии материальных ценностей или, например, машины; в контексте – доверие глубинных переживаний человека, очень важных для него).

К тому же, здесь мы можем столкнуться с подверженностью к идеализации – условно говоря, все люди, с которыми я буду взаимодействовать, должны быть 90-60-90, то есть выделяются определенные рамки. Если же человек «выбивается» из поставленных границ, он не может пережить эту фрустрацию – объект общения несовершенен и не вписывается в поставленные рамки идеализации. Со временем состояние фрустрации становится непереносимым, поэтому человек принимает решение ни с кем не сталкиваться, чтобы не проживать повторно болезненные ощущения, не сталкиваться с тем, что люди несовершенны и делают ошибки, что они глупые, неинтересные и странно мыслят – лучше не стоит входить в контакт. В целом, любая проблема человека связана с тем, что он не может пережить какие-то переживания, которые происходят в похожих ситуациях. Что это означает? Человек выходит наружу и, попадая в ситуации, вызывающие неприемлемые для него чувства, принимает решение изолироваться от окружающего мира («Все… Невозможно терпеть… Я лучше спрячусь в своем домике, буду отрицать и вытеснять, используя все возможные психологические защиты, чтобы не испытывать настолько невыносимую боль!»).

Таким образом, говоря о внешнем одиночестве, важно подчеркнуть, что для человека процесс идеализации и деидеализации может быть поистине невыносимым из-за возникновения фрустрации.

Внешнему одиночеству соответствует внутреннее, они всегда идут в паре. Иногда бывает и другая ситуация – человек находится в контакте с людьми, но внутри чувствует себя одиноким («одиночество в толпе или одиночество вдвоем»). Как понять выражение «одиночество в толпе»? Это означает, что окружающие люди не могут удовлетворить потребности человека, фактически это следующий этап одиночества из-за состояния фрустрации идеализации (то есть человек смог войти в контакт и наладить отношения, но он все еще переживает фрустрацию из-за неидеальных людей).

Такая фрустрация тоже может быть болезненной, но это уже значительный шаг в период сепарации и индивидуации (процесс становления личности), когда человек понимает, что его никто не спасет, вокруг нет идеальных людей, да и вообще нужно смириться со всей этой ситуацией и получать от окружающих то, что они могут дать (хотя это может быть минимум собственных желаний).

Самое раннее проявление внутреннего одиночества связано с объектами привязанности. Как правило, если человек постоянно чувствует мучительную внутреннюю тоску по людям и находится в состоянии изоляции (вне зависимости от того, есть ли кто-то рядом), это свидетельствует в первую очередь о тоске по объекту привязанности. Такая глубокая ноющая тоска присуща личностям, имеющим некоторые черты пограничной организации психики, или, наоборот, «многопограничным» (континуум опускается от невротического ближе к пограничному). Проявление душевной тревоги на таком уровне связано непосредственно с ранними объектами привязанности (мать, отец, бабушка, дедушка и пр.) и отсутствием крепкой эмоциональной связи (т.е. «не было устойчивого объекта привязанности»). Например, у ребенка есть мать, но она периодически удовлетворяет его, уходит или совершает плохие поступки, поэтому и возникает ощущение, что сегодня-завтра мама совсем уйдет. Еще варианты – мама ушла, и ребенок совершенно не понимает, вернется ли она; мама перестала испытывать эмоции по отношению к ребенку, не включается в его переживания, не проявляет внимание и заботу (ребенок не понимает, вернется ли прежняя мама).

В основном, подобная сверлящая и болезненная тоска возникает у людей, у которых мать была эмоционально холодной (при этом материнский объект мог быть функционально идеальным (хорошая и правильная мать в лице окружающих и пр.), но самого «материнского поведения» (когда мама переживает за малыша, думает о его потребностях и желаниях) не было). В таком случае ребенок рядом с матерью будет чувствовать себя одиноким, не испытает полного слияния с материнским объектом.

Как следствие, тоска по вечному слиянию будет постоянно подталкивать его к поиску устойчивого и стабильного объекта привязанности, которому можно доверять, который не предаст, не бросит и не сделает больно.

Самостоятельно разобраться с тоской по объекту привязанности практически невозможно, нужно обращаться за помощью к психотерапевту – в реальном мире сложно найти объект привязанности, удовлетворяющий все потребности (надежность, стабильность, ответственность, глубокий эмоциональный контакт и пр.), а искусственные условия немного «приподнимают» психику, улучшая ее состояние и позволяя найти надежного партнера. Почему так? Из наших травм мы формируем дальнейшие отношения. Как это выглядит на примере?

Человек испытывает холод по отношению к себе со стороны окружающих, он не может никому доверять, ведь обязательно за доверием последует предательство. Как правило, его линия поведения – поиск таких людей, которые воспроизведут полученную травму, бессознательное, но в то же время специальное провоцирование ситуаций, в которых он сможет доказать себе, что все-таки мир устроен так, как он это видит. Со временем это приведет к полной изоляции от окружающих – без боли жить намного легче.

Когда процесс сепарации завершится, чувство одиночества может периодически возвращаться к человеку, но оно будет основано на утверждении: «Рядом со мной когда-то кто-то был и всегда будет рядом. Возможно, этот человек не удовлетворит мои потребности сполна, но он меня не бросит». Ощущение внутренней стабильности и надежности формирует тот самый стержень, делающий нас сильнее и увереннее, соответственно испытываемое чувство одиночества не будет таким болезненным.

На основании проведенного теоретического анализа и практической психоконсультациопной работы мы пришли к предположению, что одиночество как психическое явление имеет несколько видов и определенные границы проявления, континуум от нормы до патологии.

Первый вид состояния одиночества связан с преимущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом, В данном случае процессы идентификации действуют в пределах своего «Я», человек осознает свое состояние и часто понимает, чем оно обусловлено. Этот вид состояния получил рабочее название «отчуждающее одиночество».

Второй вид состояния одиночества обусловлен преимущественным действием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествляться с другими людьми или группой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуждым, непонятным и пугающим. Так как доминирование одной тенденции не означает полную блокировку другой, то механизмы обособления также проявляют себя, но диапазон их действия крайне узок и определяется границами собственного «Я». Вследствие того что данный вид состояния одиночества обусловлен потерей собственного «Я», саморастворением, обезличенностью общения, отчуждением от себя самого, он получил номинацию «самоотчуждающее».

С точки зрения нормативности оба эти вида можно определить как пограничные психические состояния, определяющим фактором которых выступает отчуждение: в первом случае - от других, во втором - от себя.

Мы предположили и получили некоторые эмпирические подтверждения, что при отсутствии психологической и психотерапевтической помощи отчуждающее и самоотчуждающее одиночество могут переходить в клиническую форму, которая оценивается психотерапевтами и психиатрами как патология и, соответственно, требует медицинского вмешательства.

Третий вид представляет собой единственный вариант субъективно позитивного проявления одиночества в жизни человека - уединенность. С точки зрения психодинимических тенденций он характеризуется оптимальным соотношением процессов идентификации и обособления. Кроме динамического равновесия данных процессов, условием позитивного проявления состояния одиночества является психологическая устойчивость личности, механизмами которой выступают способность к саморегуляции и рефлексия. Это нормальное состояния нормального одиночества.

Каждый из представленных видов состояния одиночества имеет свои особенности и закономерности с точки зрения генезиса и проявлений в поведении и жизни человека.

Отчуждающее одиночество как следствие преобладания тенденции к отчуждению

Первый вид одиночества получил рабочее название «отчуждающее». На наш взгляд, слово «отчуждающее» (по сравнению с «отчужденное») предполагает протяженность процесса и состояния во времени. Мы подразумеваем двусторонний характер действия механизма отчуждения: со стороны субъекта и со стороны объекта. Действие этого механизма приводит, как уже отмечалось, к образованию психологической дистанции между объектом и субъектом.

Крайняя степень отчуждения вызывает остро переживаемое состояние одиночества. Гипертрофированное отчуждение приводит к потере эмоциональной связи с другими людьми, знакомыми местами, дорогими прежде воспоминаниями, ситуациями и переживаниями, которые становятся чуждыми для индивида, а взаимоотношения с ними - бессмысленными. Постепенно происходит накопление в сознании отчужденных объектов, действие механизма отчуждения становится все шире, глубже, и субъект уже начинает как бы терять связь с окружающим миром. Осознавая физическую реальность объектов, он не допускает возможности психологической близости с ними, всегда соблюдая им же установленную дистанцию. «Пробиться» за стену его отчуждения очень непросто, и не всякие средства тут будут хороши.

Такой человек изначально должен быть уверен в том, что психолог или психотерапевт осведомлен об особенностях общения с ним и принимает выставленные им условия о ненарушении определенной дистанции во взаимоотношениях. Только в таком случае клиент согласится взаимодействовать с психологом (или любым другим человеком). Другими словами, необходимо соблюдать определенный паритет, «присоединение» к клиенту идет медленно и требует такта и мастерства консультанта, очень осторожного и бережного подхода к ситуации.

При прогрессирующем отчуждении собственное «Я» представляется человеку странным и чуждым. Нельзя сказать, что человек потерял свое «Я», скорее он потерял принадлежность этого «Я» самому себе. «Я» реально существует, человек знает его особенности и характеристики, но оно постепенно переходит в разряд объектов, подлежащих, как и все прочие, отчуждению. Жизнь становится бессмысленной и пустой. Взаимодействие с каким-либо новым объектом может заинтересовать лишь с целью «смазывания колес» механизма отчуждения. Когнитивная сфера задействована как инструмент, познающий то, от чего предстоит отстраниться.

Интуитивно человек, испытывающий отчуждающее одиночество, понимает, что в его жизни что-то не так, иначе он бы не обратился за психологической помощью. Бесперебойное действие механизма отчуждения приводит к переживанию отчужденности от мира в целом. Человек (иногда с ужасом) начинает понимать, что мир для него практически потерян, хотя внешне все остается на своих местах, функционирует и взаимодействует без его участия. Человек ощущает внутреннюю пустоту, которую уже невозможно заполнить новым отчуждением. И все же длительное время образующийся вакуум требует заполнения и заполняется, к сожалению, не всегда социально приемлемым способом, например, употреблением алкоголя, наркотиков с целью «забыться», снять невыносимое (уже) напряжение. Иногда человек оправдывает свое пристрастие к психоделикам тем, что без них он может потерять «человеческий облик», становясь агрессивным, неприятным, даже непереносимым для окружающих, иногда тем, что без этого (алкоголя, например) ему просто не выжить.

За этим видом одиночества стоит, как отмечалось, двусторонний процесс отчуждения. Данный вид одиночества как состояние осознается тогда, когда объект отчуждения отвечает взаимностью и субъект постепенно в исходном, экзистенциальном смысле остается ОДИНок.

Когда объекты отчуждения - другие люди - все реже идут на контакт, предлагают субъекту свое участие и так далее, он начинает чувствовать «смутную тоску» (так определяли свое состояние многие наши клиенты). Объекты отчуждения - это близкие люди, друзья, родные, знакомые. Они вполне хорошо знают характер, привычки, образ жизни субъекта одиночества и могут испытывать душевную боль, психологический дискомфорт от его отчужденности и далекости. Поэтому ничего удивительного нет в том, что когда-нибудь они начинают платить ему той же монетой. Под действием тех же психодииимических механизмов они также способны отчуждаться. Когда субъект отчуждения становится объектом отчуждения близких ему людей, он начинает испытывать еще более острые приступы одиночества. Длительное по времени, настойчивое и однозначное отчуждение неизбежно вызовет взаимное отчуждение со стороны своих объектов в лице живых людей.

Люди, испытывающие подобное одиночество, вызывают сочувствие, как и другие одинокие, но помочь им сложнее, так как отлаженный и двусторонний механизм отчуждения препятствует взаимному открытию и принятию. Необходимо использование специальных психотехник, чтобы выйти на должный для помощи уровень межличностного взаимодействия с клиентом.

Как свидетельствует практика, клиент часто осознает происходящее и трезво оценивает ситуацию, что в целом отличает его от переживающих одиночество других видов. Это дает ему субъективное основание для обращения за помощью к специалисту.

Среди клиентов отчуждающего типа немалый процент составили те, кто первую психологическую консультацию получил на дому. Они, вроде бы, понимают, что одиноки и нуждаются в помощи, делают первый, возможно многое решающий в их жизни шаг, но автоматическое включение механизма отчуждения мешает им перейти на более теплое и доверительное общение. Движущей силой такого цикла являются механизмы психологической защиты, выработанной в ответ на травмирующие ситуации, связанные, например, с предательством оказанного доверия, жестоким обращением близких людей и др. Чаще такие ситуации имеют место в детском или подростковом возрасте. Более поздние психологические травмы запускают ассоциативный комплекс воспоминаний. Отчуждающее одиночество (как пограничное состояние) при отсутствии психологической помощи также имеет тенденцию к переходу в клиническую форму одиночества. С другой стороны, мы имеем экспериментально подтвержденные случаи перехода отчуждающего одиночества в уединенность, за чем стояла соответствующая психологическая и психотерапевтическая работа.

Самоотчуждающее одиночество как следствие усиленной тенденции к идентификации

Согласно нашей модели, самоотчуждающее одиночество возникает при преобладании тенденции субъекта идентифицировать себя с другими людьми, социальными группами, идеями и т. д. Можно привести один исторический факт: впервые понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии. Это дает основание считать крайние формы идентификации одной из причин возникновения пограничных психических состояний и расстройств. Это, в частности, потеря человеком собственного «Я», что приводит к чувству глубокого одиночества, затерянности в мире. Подобное описано Д. Рисменом в книге «Одинокая толпа» и связано либо с потерей собственной индивидуальности, либо с неосознанностью таковой. Оно характеризуется переизбытком формального общения, активным поиском интимности и приватности, острой потребностью в единении с другим человеком.

В состоянии острого переживания самоотчуждающего одиночества человек стремится к другим людям в надежде найти в общении с ними подтверждение своего бытия в мире, собственной значимости. Когда это не удается сделать, все более растет тревожащее чувство потери собственного «Я». Человек, как бы предчувствуя свое одиночество, еще, может быть, и не осознавая его, уже испытывает страх и интуитивно ищет пути избавления от этого страха, часто просто пытаясь «убежать» от него к людям. Он стремится быть «полезным» людям, по сути, желая лишь обрести собственную экзистенцию. Человеку в таком состоянии важно ситуативно определить и выделить те моменты, где его присутствие в качестве сопереживающего будет принято, одобрено, значимо. Свою значимость субъект хочет видеть наглядно, например, в форме изменения состояния объекта идентификации. Именно поэтому он выбирает для выражения себя ситуации, где могут быть востребованы его готовность к выслушиванию, пониманию, сочувствию и полному вживанию в проблему. Чаще всего это бывают ситуации, связанные с эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Живя какое-то время чувствами другого, человек как бы заполняет свой экзистенциальный вакуум чувством нужности другим.

Время самоотождествления с объектом зависит как от внешних ситуационных факторов, так и от внутренних, в число которых входит и субъективное временное пространство. Идентификация с объектом продолжается до тех пор, пока значимо не изменится его субъективная значимость, пока он не попадет в разряд тех, которые мало интересуют субъекта. Тогда переживаются состояния эмоционального спокойствия и уравновешенности, с которыми субъект одиночества просто не может, не хочет идентифицироваться. Такой цикл идентифицирования может повторяться многократно до тех пор, пока по законам диалектики количество не перейдет в качество, и одиночество из пограничной своей модальности не перейдет в патологическую, то есть самоотчуждающее в клиническое.

С какого-то момента субъект начинает осознавать отсутствие собственных переживаний или их полную зависимость от других людей. Он начинает остро чувствовать беспокойство, тревогу безотносительно к конкретной ситуации. Это может выражаться в беспокойстве за состояние здоровья родителей, детей, близких людей, хотя они не подают объективного повода к этому. же время он интуитивно понимает, что в его жизни происходят бесконечные «неувязки», что степень его внутренней напряженности не объясняется внешними причинами. Его состояние не соотносится с обстоятельствами его жизни и не обусловливается ими. Он начинает «ловить» каждый более или менее подходящий момент для оправдания своего все более тревожного состояния. Это ему не удается, и человек попадает в состояние фрустрации, которое знаменуется угрозой психического срыва.

Среди обратившихся к нам клиентов встречались такие достаточно выраженные типажи. Их одиночество «пряталось» в бессознательном и было обусловлено потерей собственного «Я» иногда в силу особенностей их воспитания, иногда в силу выбранного ими стиля жизни.

Большинство исследователей одиночества считают, что оно имеет негативную эмоциональную окраску, люди его боятся и стыдятся. Эту позицию нам пришлось учитывать в своей практической работе и, соответственно, прикладывать особые усилия, чтобы «вывести» самоотчуждающее одиночество клиента в его сознание. Такое «выведение» может сопровождаться чувствами страха, вины и стыда, которым клиент, конечно, сопротивляется. Иногда этот процесс длится достаточно долго, так как клиенту нельзя предлагать альтернативу: одинок он или нет. Само слово «одиночество» достаточно редко употребляется в процессе психологического консультирования, и в любом случае клиент должен сам определить свое состояние. Иногда клиенту необходима помощь врача-психотерапевта, и такая возможность должна быть ему предоставлена.

Проявления самоотчуждающего одиночества в жизни человека весьма обширны и многогранны. Оно может обусловливать проблемы в самых разных сферах жизнедеятельности человека: от интимной до деловой, - что будет проиллюстрировано в эмпирической части. При отсутствии квалифицированной психологической помощи состояние самоотчуждающего одиночества также может переходить в клиническую форму.

Другими словами, человек пытается «привязать» свое беспокойство к какому-то внешнему фактору. В то обусловливать проблемы в самых разных сферах жизнедеятельности человека: от интимной до деловой, - что будет проиллюстрировано в эмпирической части. При отсутствии квалифицированной психологической помощи состояние самоотчуждающего одиночества также может переходить в клиническую форму.

Клиническая форма одиночества как пограничное состояние психики

Данный вид состояния одиночества, по сути дела, должен рассматриваться в рамках психопатологии. Такое переживание одиночества можно наблюдать у некоторых пациентов отделения неврозов с медицинским диагнозом «депрессия», либо кризисного стационара, что значительно реже. Еще реже случаи обращения близких человека, испытывающего подобное одиночество, за психологической помощью на дому. Сам человек, переживающий такое одиночество, не обращается никуда, он практически «выключен» из жизни. Часто он даже не может обслужить самого себя, плохо понимая или не понимая совсем, что происходит вокруг. Согласно нашим наблюдениям, эти люди имеют (кроме прочих) медицинский диагноз - депрессия. Что в данном случае первично: депрессия или одиночество - вопрос больше медицинский, чем психологический. Психолог в данном случае если и оказывает какую-то помощь, то только в сотрудничестве с психотерапевтом и психиатром. Психологическим механизмом астенического одиночества является резкое ограничение действия механизмов идентификации и обособления. Оно может быть как следствием отсутствия психологической помощи при отчуждающем и самоотчуждающем видах, то есть их углублением, так и иметь самостоятельный генезис, обусловленный чаще всего врожденной психической патологией.

Движение - есть жизнь, в мире все движется, изменяется, потому и существует. Законы диалектики распространяются на все сферы бытия, в том числе и на психическую жизнь. Поэтому рано или поздно самоотчуждающее и отчуждающее одиночество могут распространиться на всю психическую жизнь, отсоединив человека от социума. В символическом «качании» субъективного «Я» от идентификации к обособлению и обратно, переживание астенического одиночества сопряжено с неподвижностью маятника, находящегося в вертикальном положении. Оба крайних вида одиночества, не ушедшие от социума до конца, могут влиять на неподвижность маятника «слева» и «справа».

Для удержания маятника в крайних позициях «эмпатии» или «отчуждения» необходимо определенное напряжение, которое требует обеспеченности его психической энергией (вероятно, типа Ид). Когда такая энергия перестает поступать, например, в результате блокирования какими-то защитными механизмами, душевные силы человека истощаются, «маятник» практически останавливается. Если же эта позиция не принята человеком как возможность «отлаживания» нормального хода «часов», то есть как необходимый в данном случае «отдых», этап внутреннего переосмысления, то следующей фазой может стать депрессия, психическое заболевание.

Уединенность как позитивное переживание одиночества

Уединенность как субъективно позитивный вид одиночества выведена нами на основании ряда теоретических посылок А. Маслоу и других зарубежных и отечественных исследователей, биографий некоторый выдающихся ученых, писателей, художников, музыкантов, а также собственных наблюдений. В основе трактовки уединенности лежит теория самоактуализации личности, некоторые положения о психологической устойчивости личности, представления о роли одиночества в жизни человека, сложившиеся в русской философии XIX века.

Условием генезиса и проявления уединенности является психологическая устойчивость личности, соединенная с выраженной тенденцией к самоактуализации. Действие механизмов идентификации и обособления в данном случае носят оптимально сбалансированный характер, «ход» маятника свободен. Мы полагаем, что этот вид одиночества может являться как результатом успешной терапии самоотчуждающего и отчуждающего, так и самостоятельно выработанной жизненной стратегией. В первом случае стратегия психологической помощи заключается в формировании психологической устойчивости, что невозможно без тенденции личности к самоактуализации. Во втором случае мы можем наблюдать психологически устойчивую личность, активно стремящуюся к собственной самоактуализации.

Уединенность - это благоприятное состояние субъективно принимаемого одиночества. Диапазон «нормы» и существования одиночества задан условными границами проявления уединенности. Далее располагаются пограничные состояния самоотчуждающего или отчуждающего одиночества, за которыми наступает уже патологическое состояние - клиническая форма одиночества.

Таким образом, рассматривая феномен одиночества в его целостности, протяженности, континууме, мы выделяем его позитивные и негативные воздействия на личность и исследуем причины таковых.

Основной причиной, определяющей характер воздействия одиночества на человека и его жизнь в целом, выступают особенности внутриличностного генезиса этого психического явления. Отчуждающее, самоотчуждающее и, конечно, клиническая форма одиночества оказывают негативное влияние. Уединенность является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на психику. Вопрос о характере и детерминантах генезиса одиночества является многоаспектным и требует, конечно, дальнейших научных исследований.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие обобщения .

  1. Одиночество как психическое явление может присутствовать во всех сферах поведения и жизнедеятельности человека. Многообразие форм и причин одиночества обусловливает высокую вариативность его проявления и влияния в индивидуальном психическом пространстве.
  2. Одиночество как психическое состояние имеет три основных вида: отчуждающее, самоотчуждающее, уединенность, - которые обусловлены различным соотношением в личности механизмов идентификации и обособления.
  3. Возникновение самоотчуждающего одиночества обусловлено преимущественным действием механизмов идентификации в психологической структуре личности, потерей собственного «Я», то есть отчуждением от самого себя.
  4. Возникновение отчуждающего одиночества обусловлено доминированием в личности механизмов обособления, результатом действия которых является отчуждение от других людей, норм и ценностей, принятых обществом, от себя самого и, наконец, от жизни в целом.
  5. Как позитивная форма одиночества может быть рассмотрена способность человека к уединению, то есть субъективно желаемая уединенность. Она характеризуется оптимальным соотношением процессов идентификации и обособления в индивидуальном психическом пространстве человека.

Типы одиночества

В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающимся оценки индивидом его (ее) социального положения, типа испытуемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством.

Первый тип - «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга.

Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.

Второй тип - «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.

Третий тип - «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство среди них овдовевшие люди.

Виды одиночества

Можно выделить 2 вида одиночества:

Ситуативное одиночество - иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство мужчин и женщин переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.

Как правило, мужчины и женщины, испытывающие ситуативное одиночество, обдумав, обсудив с друзьями и подкорректировав свои модели общения, через некоторое время готовы к установлению новых взаимоотношений. Они начинают искать новых знакомых и серьезных отношений. Ведь это здоровое желание людей идти по жизни вдвоём, любить и быть любимым, и оно должно быть сильнее страха испытать неудачу и боль расставания. Мужчинам и женщинам, испытывающим ситуативное одиночество, больше всего пользы принесет вновь обретенная уверенность и оказанная им помощь в установлении межличностных отношений.

Хроническое одиночество - следствие длительной неспособности человека установить отношения с женщинами и мужчинами.

Чтобы уйти от хронического одиночества тоже потребуется стать уверенным в себе, чтобы суметь противопоставить свои приоритеты и ценности социальным нормам и ожиданиям, нередко фальшивым и неискренним. Больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков общения и взаимодействия.

Есть еще одно мнение, где одиночество разделяют на три вида: хронический, ситуативный и переходящий.

Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

Переходящее одиночество выражает в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

Мне хотелось бы осветить еще один вариант, автор которого выделяет четыре вида одиночества и объясняет их в простом, как мне показалось в подростковом разговорном сленге.

Одиночество - это период, когда необходимое общение, поддержка, понимание со стороны других, близкие люди отсутствуют. Кто - то переживает это спокойно, кто - то даже радуется этому, а кто - то страдает, не может найти себе место. Из этого следует, что одиночество бывает разным.

Одиночество по желанию. Да, да. Одиночество по желанию, когда человек чувствует себя комфортно в такой ситуации. У него могут быть друзья, знакомые и даже много, но он отстраняет себя от более близкого и частого общения с ними. Он привык быть на едине с самим собой. Иногда такие люди считают, что другие им вовсе жить мешают, другие могут бояться людей, быть несмелыми по отношению к ним, а у кого - то излишний пафос не позволяет общаться с людьми, как кажется такому человеку, не его ранга. Такой выбор следствие разных причин: характер человека, его положение в обществе, его прошлое и т.д. Одиночество вынужденное. Ну а с этим понятием всё намного сложнее. Бывает, что дело в самом человеке, а в большинстве случаев дело в том обществе, в котором он находится. Хотя, конечно, эти два случая взаимосвязаны. Человек может не соответствовать своему окружению и поэтому его могут отвергать. Например, он с более низким социальным положением, чем большинство из его окружения; неформал среди простых людей или наоборот; человек с нетрадиционной ориентацией в обществе натуралов и т.д. В данном случае одинокий человек может уже принять статус изгоя. В таком случае следует по возможности менять себя, чтобы соответствовать и постепенно смывать с себя клеймо изгоя, если совершенно нет возможности покинуть такое окружения и начать новую жизнь с новыми знакомыми. Но изменение себя может повлечь также нежелательные последствия. Человек в таком случае рискует потерять самого себя, находясь в другом обличие, он всё также будет испытывать моральные и психологические неудобства, а в этом преимуществ нет, кроме одного: возможности, что его примут, и он не будет одиноким до конца дней своих. Но, например, в той ситуации, когда в обществе все равны, люди воспитанные попадается такой "гадкий утёнок", который ставит себя выше других, считает себя лучше всех и в итоге остаётся один, ничего даже из себя не представляя, и сам не понимая, почему, же он одинок. От этого идёт озлобленность на весь мир, на людей в нём. В таких случаях надо всего лишь стараться быть попроще и мягче с людьми, даже если ты знаешь, что ты лучше и умнее. Главное быть снисходительным и терпеливым. Скрытое одиночество. Одиноким можно быть и среди своих любимых и близких друзей и родственников. В этой ситуации можно как быть одиноким, так и просто чувствовать себя таковым. Чаще всего, всё начинается с ощущений. Как говорилось, понятия быть и чувствовать различны. Например, у человека есть родные и близкие, друзья, лучший друг и т.д. Но чувство одиночества не даёт ему покоя. Он не видит в этих людях того, кто уделял бы ему должного внимания, понимал бы его так, как ему нужно. Это не разборчивость с его стороны. Нет. Здесь наблюдается такое явление, как скрытое одиночество или неполноценные отношения с близкими людьми. Друг, вроде, есть, а, вроде, его и нет. Получается, что лучший друг = друг, друг = знакомый, родной человек = лучший друг. Равенства бывают, естественно, разными. Родной человек с лёгкостью может приравниваться и к простому знакомому. Не исключено переход скрытого одиночества в самое обыкновенное. Ибо всё в этом мире взаимосвязано. Чтобы такого не случилось, желательно поговорить со своими близкими о том, что вас беспокоит, и вы вместе постараетесь исправить эту неприятную ситуацию. Чувство одиночества. Как обычно бывает, с чувства всё и начинается. Чувство ненависти может породить ненависть, чувство привязанности - привязанность и т.д. Но нельзя сказать однозначно, что появляется сначала: чувство чего - либо или сам факт. В данном случае чувство одиночества. В зависимости от ситуации оно может породить такое явление как одиночество, а может и вовсе к нему не относиться. И вот почему: к примеру, есть у человека семья, друзья, любящие его люди. Но его это не устраивает. (Напоминает нам скрытое одиночество, верно?) НО поводов у этого человека для сомнений в своих близких нет на самом деле. А он испытывает чувство одиночества. Проглядывается ненасытность. И плюс к этому, не зная и вовсе, что такое одиночество, этот человек начинает сочинять о том, как он несчастен и как его все не любят и т.д. Вот и одна из ступеней обмана. Теперь на этом этапе два пути: 1. Все его близкие от него и правда начинают отворачиваться один за одним, так как они стелятся перед ним, делают всё как лучше для этого "несчастного" человека, а он всё кормит их небылицами про своё одиночество. Надоело им это слушать.

2. А второй путь, собственно, "возвращение крыши", т.е. осознание своей неправоты. А вот случай, когда чувство одиночества вырастает не с проста: в ситуации скрытого одиночества. Просто чувствуется, что здесь что - то не то, что - то в окружении не так, а когда берутся за голову, долго бездействуя, оказывается уже поздно. Друзья отдалились, и близких людей почти не осталось, а новые знакомые не нажиты.

Очень многие боятся одиночества.

Именно из-за страха остаться одному или одной люди надолго застревают в непродуктивных отношениях; терпят то, что им не нравится; либо хватают того, кто оказался поблизости, чтобы этого одиночества не ощущать.

Действительно ли страшно одиночество
и с чем его едят?

Давайте рассмотрим некоторые виды этого чувства.

Покинутость, брошенность

Чем запугивают себя люди, когда думают об одиночестве в таком ключе?
Мысли примерно следующие: Если он (она) от меня уйдет - это будет ужасно. Мир практически рухнет. Всё станет бессмысленным без его (её) присутствия.

Меня бросили - значит со мной точно что-то не так. Я недостойный, плохой, не заслуживаю любви. Я чего-то стою исключительно тогда, когда рядом со мной находится объект моей любви и привязанности. Я могу чувствовать себя полноценно только в случае нужности тому, в ком нуждаюсь сам.

Но когда значимый человек меня отвергает, то я это расцениваю, как свою собственную ущербность. Если я не нужен тому, кого так сильно люблю, то сам себе я тем более не нужен.

Никомуненужность.

Как правило, ощущение никомуненужности вытекает из вышеописанной брошенности. Логика такая: если я не нужна тому, кого люблю - то кому я вообще могу быть нужна? Если вследствие того, что меня бросили, я вижу свою ничтожность и ущербность, то кому я могу в принципе такая сгодиться? Если любимый меня оставил, то другие мужчины тоже будут от меня шарахаться или только использовать, а потом все равно сбегать.

Ощущение никомуненужности формируется из ощущения, что не нужен какому-то конкретному человеку. Если же неудачных романов было 2 или более, то от чувства никомуненужности очень сложно избавиться. Оно будет сидеть внутри и съедать тебя. Даже если текущий роман вполне неплохо складывается, это ощущение все равно будет напоминать о себе периодически.

Одиночество как изоляция

Вытекает из ощущение никомуненужности.
Логика следующая: я никому не нужен, значит мне тоже никто не нужен. Зачем мне общение с противоположным полом, если все равно все плохо закончится? Если тот, кого полюблю я, непременно меня отвергнет? Зачем испытывать лишний раз эту боль, я лучше в танчики поиграю.

В изоляции человеку сложно кого-то увидеть возле себя. Он ни к кому не проявляет интерес, и к нему особо тоже. Беда в том, что в изоляции человек из-за отчаяния начинает убеждать себя, что он действительно ни в ком не нуждается. Иногда ему будет казаться, что он чувствует себя независимым.

У каждого, наверное, есть такой знакомый, который годами сидит один без отношений и посмеивается над друзьями, у которых отношения есть, но в них не все гладко. И транслирует - вот у меня никого нет и проблем нет. Какой я, значит, молодец.

Одиночество как беспомощность

Больше для женщин характерна. Но некоторые мужчины тоже этим страдают.
Звучит она так: если я останусь одна, то пропаду. Я не смогу себя содержать, прокормить, защитить, поддержать.

Это ощущение, как правило, идет рука об руку с ощущением брошенности и никомуненужности. Беспомощность связана с тем, что женщина привыкает жить за счет материальных и иных ресурсов партнера, и остаться без мужчины для нее равносильно - оказаться голодной без денег на улице.

Видеть в себе самодостаточную сильную личность она не может, поэтому одиночество так пугает необходимостью опираться на себя, идти на работу, менять что-то в своей жизни.

Одиночество как пустота и отсутствие смысла жизни

Если человек привык жить желаниями и интересами другого, чрезмерно опекать его, забывая про свое развитие, то остаться одному страшно в том смысле, что не понятно, чем заниматься, когда нет рядом партнёра. Появляется слишком много свободного времени и ничем не занятого пространства.

Когда партнер рядом, то можно посвятить свою жизнь ему, спасательству, выяснению отношений. И вот вроде жизнь чем-то наполнена, что-то в ней проходит, вроде не так скучно, есть в ней какой-то смысл. А когда партнёра рядом нет, то и заняться особо не чем. Все остальное как будто и не имеет смысла, как будто и не так вкусно без второй половинки рядом.

Одиночество в этом случае заставляет взглянуть на свои пустоты и пробелы.

Одиночество как социальный проигрыш

Тоже больше для женщин характерно. Если я одна - значит я несостоятельна как женщина. Значит у меня не получается, в отличие от остальных женщин, найти себе пару, создать счастливый союз, семью. Значит я неудачница в глазах окружающих людей и своих собственных. Меня будут осуждать и обсуждать моя родня, коллеги, социум.

Одиночество как растерянность

В паре я привыкаю отражаться в глазах партнера. Он дает мне свою оценку, обратную связь. Через отношения с ним я могу понять, кто я, какой или какая я. Я могу с ним соглашаться либо противостоять.

Мой партнер - как точка отсчета, как система координат. Без него я лишаюсь способности адекватно себя оценивать, понимать, что правильно, а что нет. Что хорошо, а что плохо. Мой партнер помогает мне формировать себя, а без него я себя чувствую, как без опор.

Примерно о таких страхах говорят клиенты на тему одиночества. Как правило, одиночества боятся те люди, которые чувствуют себя несамостоятельными и в чем-то ущербными. В партнере они ищут костыль своим неразвитым опорам, компенсацию тому, чего у них нет самих. Страх одиночества - это всегда страх лишиться внешней подкормки, внешнего родителя.

Когда пара распадается, то бывшие партнеры каждый сам для себя решают задачу - что делать со своими пробелами? Как с ними обходиться? То ли находить нового партнера, который закроет этот вопрос, то ли самому прокачивать себя в слабых местах и не зависеть в них больше ни от кого, то ли убедить себя, что эти пробелы можно оставить как есть, и от этого не умрешь.

В терапии с подобными клиентами я чаще всего поддерживаю процессы, связанные с укреплением личных позиций. Важно понять: совокупность каких страхов, связанных с одиночеством, делают человека несвободным в вопросе - уйти или остаться с конкретным партнером.

В заключение я хочу написать про еще один вид одиночества, который мне импонирует.

Одиночество как уединение

  • Это процесс, в котором много удовольствия от пребывания в тишине наедине с самим собой.
  • Это созерцание своих чувств, ощущений не в контакте с каким-то человеком, а в контакте с собой.
  • Уединение как обнуление, как возможность ясно увидеть себя в своих желаниях и потребностях, в векторе личного развития, не связанных с партнером.
  • Уединение как остановка, передышка, возможность позаботиться о себе, побыть мамкой для своего беспокойного внутреннего ребенка.

После качественного уединения,
где одиночество проживается как удовольствие, а не страх,
возможен полноценный контакт с партнером.