Консультации для молодых специалистов клубных учреждений. Как должен выглядеть современный сельский клуб

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация. Частые ошибки при планировании.

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе - дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Прежде всего определимся, что планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование - основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.

План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:

случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;

вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;

перегруженность (недогруженность) планов;

Отсутствие дат;

расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;

отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра-труд-обучение);

пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;

календарные планы представлены в виде перспективных;

нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;

нет сноски на литературу, страницу;

не прописывается индивидуальная работа с детьми.

По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, что воспитатель проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.

Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ


Фактически утратил силу в связи
с истечением срока действия
______________________________________________________


В целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы

приказываю:

1. Утвердить Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности согласно приложению N 1.

2. Утвердить состав организационного комитета согласно приложению N 2.

3. Утвердить форму анкеты-заявки согласно приложению N 3.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на первого заместителя председателя Комитета по культуре Н.С.Батенина.

Председатель Комитета
Е.Е.Колчин

Приложение 1 к распоряжению. Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год

Приложение N 1
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

1. Цели и задачи смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится в целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы, создания необходимых условий для разработки и внедрения инновационных комплексных программ по сохранению и развитию народного творчества, организации разнообразного и полноценного досуга всех слоев населения.

Основными задачами смотра-конкурса являются выявление и поддержка высоко профессиональных творческих кадров, воспитание на их примере молодых специалистов и формирование общественного мнения о престижности работы в культурно-досуговой сфере.

2. Организаторы смотра-конкурса

Смотр-конкурс организуется Комитетом по культуре Администрации Санкт-Петербурга совместно с межрегиональным отделением "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и Петербургским отделением Российского творческого союза работников культуры, которые формируют состав Оргкомитета, осуществляющего координацию деятельности всех заинтересованных учреждений и организаций.

3. Руководство смотром-конкурсом

Для подготовки и проведения смотра-конкурса создается Оргкомитет.

Оргкомитет:

- готовит и распространяет документацию о проведении смотра-конкурса;

- анализирует заявки и другие материалы, поданные на смотр его участниками;

- организует выезды в учреждения культуры для знакомства с деятельностью номинантов на местах;

- обеспечивает выпуск необходимой полиграфической продукции;

- определяет победителей смотра-конкурса;

- готовит мероприятия по награждению победителей смотра-конкурса;

- осуществляет связь со средствами массовой информации;

- ведет работу по привлечению спонсоров и других заинтересованных организаций.

Примечание: в Оргкомитет не могут входить участники смотра-конкурса.

4. Сроки проведения смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится в период с октября 2000 г. по май 2001 г.

Прием конкурсных заявок-анкет, выполненных в установленной форме, - с 1 октября 2000 г. по 25 января 2001 г.

Выезд членов Оргкомитета в культурно-досуговые учреждения для знакомства с работой участников смотра-конкурса на местах - с 25 января по 30 апреля 2001 г. (по мере необходимости).

Подведение итогов и торжественное награждение победителей смотра-конкурса проводится в мае 2001 г.

5. Участники смотра-конкурса

В смотре-конкурсе принимают участие руководители и специалисты клубной работы культурно-досуговых учреждений города всех форм собственности.

6. Порядок проведения смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится по следующим номинациям:

- руководитель культурно-досугового учреждения;

- специалист по развитию народного творчества (заместитель директора, художественный руководитель, заведующий отделом народного творчества, методист и другие);

- специалист по культурно-досуговой работе (заместитель директора, заведующий отделом, методист, режиссер и другие);

- руководитель клубного формирования:

театральное искусство;

хореография;

цирк;

хоровое пение;

оркестровый жанр;

малые вокальные формы;

бальный танец;

кино-, фото-, видеообъединение;

изобразительное искусство;

прикладное творчество;

техническое творчество;

руководитель любительского объединения, клуба по интересам;

- лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению (художник по свету, звукорежиссер и другие);

- "Честь и достоинство" (представляются ветераны, проработавшие не менее 40 лет в сфере культуры).

Заявки-анкеты на участие в смотре-конкурсе направляются администрацией учреждения культуры в государственное культурно-досуговое учреждение "Дом народного творчества и досуга", справки по телефонам: 311-17-96, 315-63-08.

Заявки на участие в смотре-конкурсе могут быть также поданы в порядке самовыдвижения.

Кроме заявки, на участника смотра представляется творческая характеристика в произвольной форме, согласованная с отделом культуры территориального управления административного района или гуманитарным отделом Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дополнительно могут быть представлены другие документы: авторские методические разработки, сценарии, отзывы о работе участников смотра-конкурса от других организаций и т.д.

Посещение культурно-досуговых учреждений членами Оргкомитета проводится по графику.

Результаты посещений фиксируются протоколами Оргкомитета.

Победители смотра-конкурса награждаются памятными дипломами и призами.

Примечание: руководители культурно-досуговых учреждений для участия в смотре-конкурсе выдвигаются трудовыми коллективами или в порядке самовыдвижения.

7. Критерии оценки деятельности специалистов культурно-досуговой работы

Номинация: "Руководитель культурно-досугового учреждения"

Оценивается:

деятельность директора в вопросах хозяйственного содержания учреждения (внешний вид здания, внутренние интерьеры (оформление театрального, концертного и других залов), наличие оргтехники, планов реконструкции и ремонта здания клуба, оснащенность техническими средствами для проведения мероприятий на современном уровне, новации в вопросах совершенствования организационно-творческой, экономической и административно-хозяйственной деятельности);

финансовая работа (уровень самофинансирования и хозрасчетной деятельности, какую часть в бюджете КДУ занимают платные услуги, наличие социально-творческих заказов и договоров по объемам культурно-досуговой деятельности среди населения, в трудовых коллективах предприятий и организаций);

участие в городских и районных и иных семинарах, смотрах, совещаниях, связанных с организацией досуга населения, хозяйственно-правовым регулированием деятельности учреждения культуры, программами развития инфраструктуры района, микрорайона и т.д.

Номинация "Специалист по развитию народного творчества"

Оценивается:

количество и результаты деятельности коллективов по жанрам, любительских объединений, клубов по интересам и других клубных образований в динамике за 1998-2001 гг.;

наличие "Народных коллективов любительского художественного творчества" и "Образцовых детских коллективов художественного творчества". Участие коллективов народного творчества в районных, городских и других смотрах, фестивалях, конкурсах;

количество коллективов, работающих на бюджетной и самоокупаемой основе (в их числе: бесплатные, платные и коллективы, работающие с частичной оплатой для населения); указать их процентное соотношение по годам за период 1998-2001 гг. Формы и методы работы с населением (концерты, встречи, отчеты и др.), организация учебно-творческого и воспитательного процесса.

Номинация "Специалист по культурно-досуговой работе"

Оценивается:

разнообразие форм культурно-досуговой работы с социально-демографическими группами населения;

организация и внедрение как традиционных, так и нетрадиционных форм работы, накопление и обобщение собственного опыта проведения мероприятий, участие в культурно-досуговых акциях различных уровней;

умение специалиста работать с полиграфической продукцией (своевременность и эффективность ее издания и распространения, современные разработки дизайна, оригинальность содержания и другие показатели), использование современных технических средств и достижений;

работа со зрительской аудиторией, наполняемость мероприятий, их актуальность и востребованность населением, работа с социально незащищенными категориями населения;

наличие постоянных партнеров в работе, спонсорская поддержка, связь с общественными организациями и движениями, средствами массовой информации.

Номинация "Руководитель клубного формирования"

Оценивается:

участие коллектива в концертах, смотрах, фестивалях различных уровней;

проведение творческих отчетов перед населением, участие в культурно-досуговых мероприятиях учреждения, района, города и других;

уровень учебно-творческих планов деятельности коллектива, перспективы его развития, наличие авторских программ, сценариев, других разработок;

выбор репертуара, его соответствие творческому потенциалу участников, наполняемость коллектива;

участие руководителя в творческих мастерских, мастер-классах и других творческих семинарах и программах.

Номинация "Лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению" (художник по свету, звукорежиссер и другие)

Оценивается:

умение творчески и максимально точно обеспечивать техническое сопровождение культурно-досуговых мероприятий как крупных, так и малых форм;

умение работать с технической документацией на аппаратуре любых модификаций, владение новыми современными технологиями по своему направлению деятельности, знакомство с периодическими изданиями и другой литературой по профессиональным вопросам.

Номинация "Честь и достоинство"

Оценивается:

высокопрофессиональная, многолетняя и добросовестная работа специалиста, имеющего общий стаж трудовой деятельности в учреждениях культуры не менее 40 лет;

участие в общественно-культурной деятельности на уровне района (микрорайона) города, конкретного учреждения культуры;

наличие авторских программ, методических работ и публикаций по культурно-досуговой деятельности.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель председателя
межрегионального объединения
"Федерация профсоюзов
Санкт-Петербурга и Ленинградской
области"
Т.Н.Елисеева
2000 г.

Председатель Петербургского
отделения Российского
творческого союза
работников культуры
В.Е.Триодин
2000 г.

Приложение 2 к приказу. Состав организационного комитета смотра-конкурса на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год

Приложение N 2
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

Председатель оргкомитета

Колчин Е.Е.,
председатель Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга

Члены оргкомитета:

Батенин Никита Сергеевич,
первый заместитель председателя Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга
Гаврилов Александр Леонидович,
ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры (по согласованию) Дементьева Татьяна Борисовна,
заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры (по согласованию)
Желдина Зоя Владимировна,
директор ГОУК "Ленинградский областной колледж культуры и искусства"
Меркурьева Марина Петровна,
главный специалист Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга
Нечаева Лариса Дмитриевна,
заведующая гуманитарным отделом межрегионального отделения "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (по согласованию)
Свенцицкий Эдварт Иванович,
директор ГКДУ "Дом народного творчества и досуга"
Фаддеев Виталий Борисович,
заместитель директора Дворца культуры им.М.Горького, председатель клубной секции Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры
Фомин Александр Сергеевич,
директор районного центра культуры и досуга "Кировец", председатель совета директоров Дома народного творчества и досуга

Ответственный секретарь оргкомитета

Ванчакова Татьяна Павловна,
заместитель директора ГКДУ "Дом народного творчества и досуга"

Приложение 3 к приказу. Анкета-заявка на участие в смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности

Приложение N 3
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________________

2. Год рождения ___________________________________________________________________________________________

3. Номинация _____________________________________________________________________________________________

4. Название культурно-досугового учреждения __________________________________________________________________

5. Должность _____________________________________________________________________________________________

6. Образование ___________________________________________________________________________________________

7. Стаж работы в данной отрасли ____________________________________________________________________________

8. Стаж работы в выдвигаемой номинации _____________________________________________________________________

9. Представленные материалы _______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________

Директор (руководитель)
учреждения культуры

"___"_____________ 2000 г.

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Современная семья ее проблемы и пути их решения Социальные функции современной семьи.3 Тенденции развития российской семьи: История вопроса. Для этого нужно узнать об уже изученных формах а также рассмотреть проблемы современной семьи исходя из которых можно сформулировать конкретные задачи для решения этих проблем. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать социальные функции современной семьи выявить ее проблемы и пути их решения предположить путь ее дальнейшего развития а...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15983. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С СЕМЬЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 71.45 KB
По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Исторически так сложилось что от состояния здоровья детей от их всестороннего развития во многом зависит благополучие общества. Поэтому вопросы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания...
10014. Приоритетные направления развития продовольственного рынка Республики Бурятии 281.8 KB
Отечественное сельское хозяйство, принимая активное участие в мировой экономике, в данный момент находится в состоянии, когда сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают значительные трудности. Они связанны с тем, что Российская Федерация, участвуя во Всемирной торговой организации, принимает на себя обязательства по ограничению государственной поддержки отечественного сельского хозяйства.
9839. Формы работы с родителями по повышению социально-педагогической культуры в вопросах межнационального воспитания детей дошкольного возраста 67.87 KB
Учитывая сложившуюся социальную ситуацию, особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, доброжелательного и уважительного отношения к людям других
9912. Основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе непрерывного обучения «детский сад - школа» 340.82 KB
К сожалению в настоящее время система работы по психологическому сопровождению детей в системе детский сад школа еще не сложилась хотя имеется определенный опыт организации преемственных связей между дошкольными учреждениями и начальной школой. Важнейшей предпосылкой решения этих задач и может стать психологическое сопровождение развития детей в период их перехода из дошкольного учреждения в школу. Цель исследования определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе...
10366. Деятельность учреждений хосписного типа 11.17 KB
В эпоху крестовых походов на пути следования крестоносцев возникали монастыри которые давали приют паломникам путешественникам среди которых было немало больных раненых. Первой в России общиной сестер милосердия была Петербургская Свято-Троицкая обитель 1844 где наряду с женской больницей приютом для приходящих детей отделением сестер милосердия имелась также богадельня на 6 коек для неизлечимо больных. Направления на госпитализацию в дома отделения сестринского ухода и хосписы осуществляются участковыми врачами территориальных...
863. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 44.13 KB
Проблемы семьи в современном обществе. Сущность и содержание социальной защиты семьи. отношениях между мужем и женой родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство такое определение семьи дается Э. Ключевым словом в этом определении могут считаться отношения так как семья это система элементами которой являются члены семьи связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими родительскодетскими родственными и т.
17513. Технологии социальной работы с семьёй в системе социального обслуживания 93.1 KB
Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию психологические конфликты.
20801. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 168.67 KB
Профессиональная компетентность педагога является таким личностным образованием, которое имеет свойство изменяться и совершенствоваться. Поэтому важной задачей является определение путей повышения профессиональной компетентности. На наш взгляд, одним из таких путей может выступать активизация работы с семьей. В этом направлении повышение профессиональной компетентности педагогов является особенно актуальным, потому что семья играет важнейшую роль в развитии личности ребенка.
11219. О проблемах интеграции учреждений культуры и искусств, образовательных государственных и муниципальных органов 9.21 KB
Задачами округа является обеспечение интеграции образовательных научных государственных муниципальных организаций и учреждений единой системы подготовки переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы организация взаимодействия с органами исполнительной власти Министерствами культуры образования и науки молодежи спорта и туризма региона Среднего Поволжья развитие межрегиональных связей а так же ряд других актуальных проблем. Высокие достижения в области культуры и искусства стали возможны в...
7602. Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков 107.79 KB
Петровского Социально – педагогический факультет Кафедра педагогики и социального образования Курсовая работа Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков Научный руководитель: к. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков. Технологии социальной работы детей и подростков с девиантным поведением. Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и...

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

Основы методического руководства

деятельностью учреждений культуры клубного типа

Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, - с другой.

Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

Методическая деятельность - понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

На модернизацию содержания социокультурной деятельности;

На повышение профессионального мастерства работников культуры;

На своевременное оказание им методической помощи.

Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют методические службы различных видов:

Районные (городские) организационно-методические центры;

Районные (городские) информационно-методические центры;

Районные (городские) координационно-методические центры;

Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной деятельности.

Примерный перечень функций методической службы:

Методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

Организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

Осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах областного, всероссийского и международного уровней;

Разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

Организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

Повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

Обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

Разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства зависит от решения следующих задач:

Создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

Создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

Создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

Издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

Создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

Разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

Создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

Повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Методическая служба может существовать:

Как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

Как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

1.Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

2.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

3.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

4.Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

5.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

6.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.


Приложение

Проект

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

1.Общие положения

1.1.Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

1.4.В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального образования (городского округа, муниципального района).

2.Основные задачи и функции РМС

2.1. Основными задачами РМС являются:

Проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

Изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

Организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;

Содействие развитию любительского художественного творчества;

Повышению художественного уровня репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

Осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

Изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.Для выполнения основных задач РМС:

Анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

Осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Организует и проводит зональные (окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана повышения квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

Оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

Разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

Распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

Формирует фонд репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества, смотров –конкурсов работы культурно-досуговых учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций, совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС, своими собственными;

Выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

Организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

Проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

Вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

Принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

Привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

Устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

Проводить в установленном порядке показательные выступления (как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

Создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений других ведомств.

4.3.РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет (или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

5.3.РМС работает на основе перспективных и текущих планов, целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными методическими структурами в установленном порядке.

5.4.Реорганизация и ликвидация РМС производится в установлен